Эпигенетическая терапия заставила клетки диабетиков производить инсулин

25 июля 2022

Биологи обнаружили, что клетки поджелудочной железы, извлеченные из тела людей с диабетом первого типа, можно заставить производить инсулин, если обработать их при помощи лекарств, меняющих активность генов. Результаты опытов ученых опубликованы в журнале Signal Transduction and Targeted Therapy.

По статистике World Health Organization по всему миру от диабета страдает 422 млн человек. Каждый год это заболевание становится причиной 1,5 млн смертей. Зачастую нарушение может вызвать слепоту, отказ почек, сердечный приступ и даже ампутацию ноги. Пока что ученые не придумали способ предотвратить развитие этой болезни, из-за чего жизнь диабетиков зависит от регулярных инъекций инсулина и других лекарств.

Группа молекулярных биологов разработала стратегию, которая позволит лечить диабет первого и второго типа при помощи эпигенетической терапии.

Метод основан на веществах, блокирующих работу белков и генов, которые отвечают за поддержание целостности так называемых эпигенетических меток. Так ученые называют особенности в структуре белковой упаковки ДНК и присоединенные к ней короткие молекулы. Последние влияют на активность считывания гена клеткой.

Исследователи обнаружили, что выжившие клетки в поджелудочной железе диабетиков первого типа можно заставить производить инсулин, если обработать их при помощи экспериментального лекарства GSK126. Это вещество блокирует работу белка EZH2, который отвечает за нанесение определенных типов эпигенетических меток на нить ДНК.

"Наши опыты на культурах клеток поджелудочной железы показали, что препарат GSK126 и его аналоги, блокирующие работу фермента EZH2, способны заставлять эти тельца производить инсулин даже после того, как его выработка прекращается в организме диабетиков первого типа", - пишут ученые.

Изначально этот препарат создавался для лечения рака, однако эксперимент авторов статьи показал, что его в перспективе можно применять для стимуляции производства инсулина. Как надеются ученые, последующие опыты на модельных животных и добровольцах подтвердят безопасность и эффективность действия GSK126 на организм людей с диабетом первого типа.