Стимуляция роста нейронов восстановила память у мышей с болезнью Альцгеймера

25 августа 2022

Ученые выяснили, что стимуляция роста новых нейронов в гиппокампе (центр памяти в мозге млекопитающих), улучшает память у носителей болезни Альцгеймера. Результаты первых тестов терапии опубликованы в Journal of Experimental Medicine.

По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас в мире живет 55 млн человек с деменцией. Одна из наиболее распространенных причин - болезнь Альцгеймера. Ее выявляют в 60-70% случаев. Это неврологическое заболевание приводит к гибели клеток мозга, в результате которой у человека постоянно снижаются мыслительные, поведенческие и социальные навыки. Он может забыть недавний разговор, событие или имена родственников, заблудиться в знакомом месте и.т.д.

Нейрофизиологи предположили, что деградация гиппокампа связана не только с массовой гибелью его нейронов, но и с ухудшением нейрогенеза. Дело в том, что в этом отделе мозга присутствуют стволовые клетки, которые непрерывно формируют новые нейроны, замещающие погибшие клетки гиппокампа.

Ученые вырастили мышей, в чей геном была вставлена мутантная версия человеческого гена APOE, повышающая вероятность развития болезни Альцгеймера. В дополнение исследователи вырезали из ДНК половины мышей ген BCL2L4, сдерживающий рост стволовых клеток мозга, и включили в их геном набор генов, позволяющих избирательно "отключать" новые нейроны.

Наблюдения показали, что стимуляция роста новых нейронов улучшила память мышей и замедлила развитие болезни Альцгеймера. Они быстрее запоминали положение выхода из лабиринта и реже ошибались при решении других задач, чем мыши с человеческим геном APOE и активным геном BCL2L4.

"Нам впервые удалось на практике показать, что ухудшение процесса формирования новых нейронов в гиппокампе играет важную роль в развитии проблем с памятью у носителей болезни Альцгеймера. Это говорит о том, что стимуляция нейрогенеза у пациентов с данной формой деменции позволит улучшить их состояние", - заявил профессор университета штата Иллинойс в Чикаго (США) Орли Лазаров, чьи слова приводит пресс-служба журнала.