Биологи синтезировали гибридное антитело для уничтожения золотистого стафилококка

29 апреля 2023

Американские молекулярные биологи синтезировали гибридное антитело, способное уничтожать стойкие к антибиотикам вариации золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Разработка позволит врачам эффективнее бороться с больничными инфекциями. Работа опубликована в журнале Cell Host & Microbe.

За последние двадцать лет ученые зафиксировали появление множества штаммов, стойких к действию одного или нескольких антибиотиков. Эти "супербактерии" возникают как в результате массового нецелевого использования антибиотиков в медицине и животноводстве, так и в результате попадания лекарств вместе с городскими и промышленными стоками в природные экосистемы. Так вариации Staphylococcus aureus часто вызывают вспышки больничных инфекций среди пациентов неотложных отделений и станционаров в клиниках.

Гибридное средство

Как отмечают исследователи, дополнительные сложности в борьбе со стафилококком создает его способность проникать в иммунные клетки, где данные бактерии становятся неуязвимыми для атак большинства лекарств и терапий. Несколько лет назад профессор Торрес и его коллеги обнаружили, что проникновение стафилококка внутрь человеческих клеток можно предотвратить при помощи белков-центиринов, нейтрализующих токсины патогена.

Также в организме одного из пациентов с хронической формой инфекции исследователи обнаружили антитело, которое хорошо соединялось с оболочкой стафилококка и заставляло иммунитет уничтожать микробов. Оба этих открытия натолкнули исследователей на мысль о создании гибридной молекулы.

Работу нескольких прототипов этого гибридного антитела исследователи проверили на культурах клеток стафилококка и нескольких десятках мышей, зараженных смертельно опасной формой Staphylococcus aureus. Опыты указали на то, что одна из созданных молекул, получившая имя SM1B74, защитила 62-70% грызунов от фатальных повреждений почек, тогда как обычные антитела и лекарства спасли лишь 2% мышей.

Последующие опыты на модельных животных и добровольцах, как надеются профессор Торрес и его коллеги, подтвердят эффективность и безопасность разработанных молекул.