Исследователи разработали подход для борьбы с резистентностью туберкулезной палочки

10 апреля 2023

Новозеландские молекулярные биологи разработали подход, позволяющий использовать комбинации из нескольких противотуберкулезных лекарств для уничтожения туберкулезной палочки, стойкой к действию одного или нескольких препаратов. Эта стратегия замедлит распространение подобных микробов по человеческой популяции. Работа опубликована в журнале Nature Communications. О результатах сообщили в пресс-службе Университета Отаго.

"Мы зафиксировали сразу несколько случаев того, как стойкие штаммы туберкулезной палочки оказывались крайне уязвимыми к действию лекарств, воздействующих на совершенно другие цепочки генов. Используя эти сведения, мы разработали уникальные комбинации препаратов, которые быстро уничтожали микробов и предотвращали появление новых неуязвимых вариаций бактерии", - заявил научный сотрудник Университета Отаго (Новая Зеландия) Мэттью Макнил, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Туберкулез остается одной из главных причин смертности населения. В последние годы российские и зарубежные ученые зафиксировали появление и быстрое распространение сразу нескольких штаммов его возбудителя, Mycobacterium tuberculosis, неуязвимых к действию популярных антибиотиков, что вынуждает ученых искать замену для них.

Макнил и его коллеги сформулировали стратегию, которая позволяет использовать уже существующие препараты от туберкулеза для уничтожения большого числа вариаций туберкулезной палочки, стойких к действию одного или нескольких лекарств. Для создания этого подхода ученые провели серию опытов с несколькими ослабленными формами "неуязвимых" штаммов Mycobacterium tuberculosis.

Новый подход к лечению туберкулеза

В ходе экспериментов ученые пытались понять, как меняется чувствительность туберкулезной палочки к набору препаратов при появлении у нее неуязвимости к действию одного из противотуберкулезных лекарств. Интерес ученых к этой проблеме был связан с тем, что в последние годы биологи выяснили, что приобретение возбудителями так называемых больничных инфекций стойкости к действию одного препарата делает их уязвимыми к другим лекарствам.

Это соображение натолкнуло исследователей на мысль, что и в случае с Mycobacterium tuberculosis можно подобрать такую комбинацию лекарств, которая будет уничтожать микробов, ставших неуязвимыми к действию одного, но не всех этих препаратов. Руководствуясь этой идеей, исследователи изучили действие 24 наиболее применяемых антибиотиков на ослабленные вариации стойких штаммов туберкулезной палочки.

Проведенные исследователями опыты подтвердили, что такая стратегия борьбы с туберкулезом жизнеспособна, а также они помогли им подобрать несколько комбинаций средств, эффективно уничтожающих неуязвимые вариации Mycobacterium tuberculosis. В частности, подобным свойством обладает комбинация из бедаквилина, претоманида, тиоацетазона и препарата Q203, способная уничтожать большое число стойких к другим лекарствам штаммов туберкулезной палочки при циклическом приеме этих веществ.

Как надеются Макнил и его коллеги, собранные ими сведения о характере действия различных лекарств на "неуязвимые" вариации Mycobacterium tuberculosis помогут медикам подобрать оптимальные комбинации средств, нацеленные на предотвращение распространения данных форм туберкулеза по планете. Это позволит избежать появления новых штаммов туберкулезной палочки, еще более стойких к действию лекарств, подытожили ученые.