Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Святая Аполлония
Карло Дольчи, 1660-е, Флоренция. Музей Дэвис, Массачусетс

Карло (или Карлино) Дольчи (1616 — 1686) известен своими мастерски исполненными картинами на религиозную тематику, часто повторенными во многих версиях. Его первые произведения датируются серединой 1620-х годов, когда он начал обучение в мастерской Якопо Виньяли. При этом Дольчи нельзя назвать плодовитым. Как заметил биограф живописца Филиппо Бальдинуччи, «он мог неделями писать одну ногу». Из-за своей кропотливой техники Дольчи не брал крупномасштабные заказы на создание фресок. Художник был слеп к новым веяниям, предпочитая давние традиции школы флорентийской живописи, которая рассматривала каждый рисунок под микроскопом академизма. Дольчи часто порицали за чрезмерные усилия, которые он тратил на картины, и за то, что «его гвоздики выглядели не как живые цветы, а словно вырезанные из слоновьей кости».

В 1682 году после знакомства с Лукой Джордано по прозвищу «Быстрый», который за пять часов писал больше, чем Дольчи за несколько месяцев, последний впал в депрессию и спустя четыре года умер.

Картины Карло Дольчи были очень популярны у аристократов, совершавших Гран-тур в XVIII столетии, а также у страстных американских коллекционеров XIX века.

Таким образом и картина «Святая Аполлония Александрийская», портрет  христианской покровительницы всех страдающих зубной болью и врачей-стоматологов, оказалась в США, где ныне хранится в музее Дэвис в штате Массачусетс.

Вернуться к списку