«У неё было сердце!» или «Аутопсия» или «Анатомия сердца»
Энрике Симоне Ломбардо, 1890 г., музей Малаги. Картина изображает вскрытие проститутки-самоубийцы
Энрике Симонет Ломбардо - известный художник из Испании, полотно «У неё было сердце!» принесла художнику мировую славу и череду различных наград и премий. Картина также имеет ещё два названия: «Анатомия сердца» и «Вскрытие». Собственно, сцена вскрытия на ней и изображена.
На операционном столе в тусклом свете изображена девушка, скорее всего она — проститутка. Об этом рассказывают биографы самого Симоне. Симоне, когда уезжал в Рим между 1888 и 1892 годами, посещал вскрытие в морге, куда попал труп женщины, найденный в Тибре. Бесправные, без документов, они нередко заканчивали свой короткий век именно там. Другой довод в пользу теории о печальном роде занятия умершей — то, как художник её изображает. Молодая женщина предстаёт перед зрителем с длинными рыжими распущенными волосами, которые в живописи были традиционно связаны с женщинами распутной жизни от наложниц эпохи Возрождения до прерафаэлитовой школы британских художников девятнадцатого века, влияние которой достигло двадцатого века. Её облик перекликается с героинями работ Тулуз-Лотрека в парижских кабаре.
Пожилой мужчина, несомненно, врач. В его левой руке - сердце, в правой - скальпель. То, что он изображён без специфической медицинской одежды, не должно смущать — в ту пору это было распространено. То, что выполняя вскрытие, он не надел фартука, выдает в нем многоопытного профессионала и человека, давно пренебрегающего внешним лоском.
Нежные тона кожи героини контрастируют с серыми безжизненными стенами, подчёркивая трагизм картины. Отлично передано противоестественное положение головы и руки, прекрасно написан и пожилой мужчина. Художественные критики высоко оценивают композицию и технические приёмы. Ось картины — это треугольник, образованный сердцем в левой руке анатома, скальпелем в правой руке и его грустным, почти озадаченным, восторженным и недоверчивым выражением. Основной темой работы являются яркий цветной рисунок, контраст в свете между активностью науки и пассивностью смерти, профили анатома и мёртвой женщины вместе с нейтральным фоном комнаты (Хавьер Москозо).