Ученые выяснили, что заражение крови вызывает длительные сбои в выработке иммунных клеток

18 апреля 2024

Американские биологи обнаружили, что заражение крови ведет к появлению долгосрочных сбоев в работе стволовых клеток костного мозга, в результате которых организм пациентов, переживших сепсис, фактически перестает вырабатывать иммунные клетки в ответ на появление новых угроз. Об этом сообщила пресс-служба Международного общества изучения стволовых клеток (ISSCR).

"Результаты проведенных учеными опытов на мышах объясняют то, почему иммунная система пациентов, переживших сепсис, часто не способна эффективно противостоять новым инфекциям и почему различные стимуляторы иммунной активности не оказывают влияния на организм подобных больных. Понимание этого поможет создать терапии для восстановления работы иммунитета", - говорится в сообщении.

К данному выводу пришла группа американских биологов под руководством профессора Медицинского колледжа Олбани (США) Кэтрин Макнамары при изучении того, как меняется работа иммунитета мышей после того, как биологи у них искусственным образом вызвали и затем подавили заражение крови. В ходе этих опытов ученые на протяжении трех недель наблюдали за изменениями в составе крови грызунов, в том числе отслеживали перемены в работе клеток их костного мозга.

Эти наблюдения указали на то, что заражение крови изначально приводит к тому, что организм мышей начинает активно вырабатывать большое число стволовых клеток крови, способных превращаться в различные типы иммунных телец, в число которых входят нейтрофилы и моноциты, два типа клеток иммунной системы, отвечающих за борьбу с бактериями. Ключевую роль в этих процессах играет сигнальный белок G-CSF, заставляющий стволовые клетки покидать костный мозг и превращаться в моноциты и нейтрофилы.

Данные клетки, как обнаружила профессор Макнамара и ее коллеги, после завершения острой фазы сепсиса по пока неизвестным причинам перестают реагировать на молекулы G-CSF. В результате организм грызунов фактически перестает вырабатывать новые нейтрофилы и моноциты при появлении повторной инфекции в их организме, а также при инъекциях больших количеств белка G-CSF.

При этом последующие опыты по трансплантации этих стволовых клеток в организм здоровых мышей указали на то, что сепсис нарушает их работу не напрямую, а вызывает пока неизвестные изменения в условиях микросреды, которые мешают стволовым клеткам реагировать на белок G-CSF и превращаться в моноциты и нейтрофилы. Изучение этих перемен позволит создать терапии, восстанавливающие работу иммунитета переживших сепсис пациентов, подытожили ученые.

О заражении крови

Сепсис, или заражение крови, возникает в результате того, что иммунные клетки массово гибнут от токсинов, которые содержатся в оболочке проникших в кровоток микробов. Эти вещества вызывают мощнейшую воспалительную реакцию, в результате чего работа кровеносной и иммунной систем нарушается. Наблюдения последних лет показывают, что перенесенный сепсис вызывает массу проблем в работе иммунитета, а также тканей сердца переживших его пациентов.