Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Ученые доказали, что генная терапия от ВИЧ безопасна для ДНК приматов

27 августа 2023

Исследователи из США выяснили в ходе доклинических испытаний на обезьянах, что прототип генной терапии от ВИЧ (EBT-101), созданный на базе "нобелевского" геномного редактора CRISPR/Cas9, не вносит случайных изменений в структуру генома макак при вырезании из него сегментов ДНК вируса иммунодефицита. Об этом сообщила пресс-служба Университета Темпл. Исследование было опубликовано в журнале Gene Therapy.

"Проведенные нами опыты продемонстрировали безопасность и эффективность технологии очистки ДНК клеток приматов от вируса иммунодефицита обезьян. Эти опыты стали фундаментом для проведения недавно запущенных клинических испытаний EBT-101 среди добровольцев", - сообщил ведущий автор работы из Темпл Камель Халили, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Профессор Халили и его коллеги уже много лет работают над созданием генной терапии, нацеленной на полное удаление всех следов ВИЧ из организма или на развитие иммунитета к большинству вариаций вируса. В частности, два года назад специалисты создали экспериментальную терапию EBT-101, которая вырезает вирусную ДНК из клеток приматов и людей при помощи геномного редактора CRISPR/Cas9.

Первые испытания в 2021 году указали на ее высокую эффективность, однако тогда ученые не были уверены в том, что генетическая модификация клеток тела пациентов или подопытных животных не приведет к появлению случайных повреждений в структуре генома. Подобные мутации могут возникнуть в результате того, что CRISPR/Cas9 случайно удалит сегменты генома, похожие по структуре на ДНК вируса иммунодефицита человека или обезьян.

Успешная проверка безопасности терапии

Чтобы выявить возможные риски, ученые создали версию EBT-101, адаптированную для приматов. Эта генная терапия, получившая название EBT-001, была введена в трех разных дозировках в организм семи макак-резусов, зараженных вирусом иммунодефицита обезьян. После этого ученые на протяжении полугода наблюдали за тем, как менялось состояние здоровья приматов, уровень вирусной нагрузки (количество частиц вируса в организме) и структура ДНК животных.

Как отмечают исследователи, все животные успешно перенесли терапию, в результате которой уровень вирусной нагрузки на их организм значительным образом снизился. При этом исследователи не зафиксировали серьезных видимых побочных эффектов от приема даже больших доз генной терапии, "упакованной" внутрь частиц вируса AAV9, часто применяемого для доставки геномных редакторов в клетки пациентов и подопытных.

В дополнение к этому ученые собрали образцы клеток из лимфатических узлов приматов, расшифровали их геном и сопоставили структуру их ДНК с тем, как выглядит геном здоровых макак-резусов. Это сравнение указало на присутствие нескольких мелких мутаций у обезьян, получивших инъекции EBT-001, однако все они не были связаны с редактированием генома при помощи CRISPR/Cas9. Также ученые исключили вероятность того, что вирус AAV9 смог встроить свой геном в ДНК обезьян.

Как отмечают исследователи, отсутствие случайных изменений в структуре ДНК было характерно в том числе и для макак, которые получили самые большие дозы генной терапии. Это говорит о высоком уровне безопасности и эффективности EBT-101, что позволяет ученым приступить к проведению клинических испытаний человеческой версии этой генной терапии на добровольцах, подытожили авторы.