Раскрыта роль "зомби" клеток в процессе регенерации

17 апреля 2023

Немецкие биологи обнаружили в опытах на тритонах, что так называемые "зомби" клетки, предположительно, прекратившие участие в жизни организма, играют важную роль в процессе восстановления конечностей этих амфибий. Открытие может ускорить изучение механизмов регенерации. Работа опубликована в журнале Aging Cell. О результатах сообщила пресс-служба Технологического университета Дрездена (TUD).

Биологи уже несколько десятилетий наблюдают за регенерацией органов и конечностей у саламандр, червей-планарий и некоторых других животных в надежде понять, как можно запустить аналогичный процесс в теле человека. Это позволило бы восстанавливать утерянные конечности, глаза и другие органы, пересадка которых невозможна или крайне затруднена на практике.

Исследователи провели эксперименты на разновидности саламандр Notophthalmus viridescens, способных быстро отращивать утерянные конечности, чем пользуются ученые, изучающие процесс регенерации.

Клеточные механизмы регенерации

Немецкие молекулярные биологи впервые проследили за клетками тела саламандр, присутствующиих в так называемой бластеме. Это регион поврежденной конечности, где формируются новые клетки, превращающиеся впоследствии в мышцы, костную и соединительную ткань.

При анализе исследователи обнаружили внутри бластемы множество "зомби" клеток, предположительно прекративших участие в жизни организма. Как показали наблюдения, эти тельца не только не мешали процессу регенерации, но и ускоряли его - чем больше подобных клеток присутствовало в бластеме, тем быстрее отрастала конечность.

Опыты показали, что "зомби" клетки вырабатывали сигнальные молекулы, связанные с генами из семейства FGF. Эти вещества заставляли соседние с ними мышечные волокна превращаться в аналоги стволовых клеток, которые отвечают за формирование мышечной ткани в растущем зародыше. Тельца размножались внутри бластемы и участвовали в формировании новых мышц.

Дальнейшее изучение этих процессов в организме тритонов, как надеются ученые, поможет им раскрыть причину ограниченной способности к регенерации у людей и млекопитающих.