Старение мозга связали со сбоями в работе белков в клетках гипоталамуса

23 марта 2023

Китайские молекулярные биологи обнаружили, что сбои в работе белка MEN1 в нервных клетках гипоталамуса, гормонального центра мозга, приводят к ускорению процессов, связанных с изнашиванием нервной системы и наступлением старости. Эти процессы можно затормозить при помощи серина, одной из аминокислот, пишут исследователи в журнале PLOS Biology.

Белок и одноименный ген MEN1 предположительно отвечает за подавление связанных с развитием раковых опухолей процессов, а также регулирует обмен веществ внутри нейронов гипоталамуса. Доцент Сямэньского университета Лэн Лигэ и его коллеги обнаружили, что сбои в его выработке MEN1 учащают развитие воспалений в мозге.

Наблюдения показали, что концентрация MEN1 в клетках гипоталамуса с возрастом снижается, что сопровождается учащенным развитием воспалений, а также уменьшением концентрации аминокислоты серина в тканях.

Принудительная активация этого гена подавила воспалительные процессы в нервных тканях лабораторных грызунов и замедлила старение их мозга. Аналогичного эффекта ученым удалось добиться, добавив серин в диету пожилых мышей, что улучшило их когнитивные способности, в том числе избавило от старческой забывчивости - старые мыши "на сериновой диете" столь же быстро находили выход из лабиринта, как и молодые.

Как надеются ученые, схожим образом можно будет улучшить и работу мозга пожилых людей при помощи добавления серина в их рацион. Биологи планируют проверить эту гипотезу в ходе клинических испытаний с участием добровольцев в самое ближайшее время.