Синий свет электронных приборов ускорил старение мушек-дрозофилов

4 сентября 2022

Американские биологи выяснили, что синий свет от экранов негативно влияет на биоритмы организма и ускоряет старение тела мушек-дрозофилов. Выводы опубликованы в журнале Frontiers in Aging.

Исследования последних лет показывают, что синий свет может негативно влиять на здоровье человека и его психическое состояние: нарушать циклы сна и бодрствования или даже вызывать рак.

Биологи решили узнать, как такое излучение влияет на здоровье живых существ. Для этого они провели опыты на мушках-дрозофилах и изучили, как его воздействие меняет активность генов в их ДНК.

Опыты показали негативное воздействие: облученные насекомые в среднем жили 20-25 дней, а мушки, обитавшие в полной темноте, прожили около трех месяцев. То же происходило и тогда, когда дрозофил облучали несколько дней или недель. Ученые отметили, что сокращение продолжительности жизни сопровождалось сдвигами в активности генов, отвечающих за подавление стресса. Менялся и метаболизм клеток.

По словам исследователей, облучение привело к повышению концентрации янтарной кислоты в клетках и снижению доли глутамата. "Янтарная кислота играет важную роль в росте клеток и в выработке ими энергии. Повышение концентрации этого соединения при облучении синим светом аналогично тому, как если бы мы пытались заправить машину бензином, однако он при этом не поступал из заправки в бак. В свою очередь снижение концентрации глутамата говорит о появлении сбоев в работе нейронов мушек", - пояснила профессор университета штата Орегон в Корвалисе (США) Ядвига Гебультович.

Такие нарушения в метаболизме клеток и в работе организма дрозофил, как считают биологи, приводят к тому, что их тело начинает ускоренно стареть на клеточном уровне. Это потенциально объясняет, почему синий свет сокращает продолжительность их жизни. В ближайшее время ученые планируют проверить, характерно ли это и для млекопитающих, что необходимо для оценки действия синего света на человека.