Вирус герпеса обвинили в "угоне" белковых "моторов" из клеток кожи

23 ноября 2021

Вирус герпеса проникает в мозг человека так быстро из-за того, что использует для передвижения через периферийные нервы белковые "моторы", краденые из клеток кожи. К такому выводу пришли американские биологи, схему "угона" опубликовал научный журнал Nature.

Американских молекулярных биологов под руководством профессора Северо-Западного университета (США) Грегори Смита заинтересовало, какие ферменты и сигнальные молекулы могут быть "помогать" вирусу герпеса проникать в нейроны мозга. Чтобы это выяснить, Ученые в случайном порядке повреждали различные вирусные белки и отслеживали, как менялся характер их взаимодействия с зараженными клетками.

Оказалось, что вирусный белок pUL36, предположительно играющий ключевую роль в процессе проникновения герпеса в нейроны мозга, активно связывается с кинезином – одним из главных белковых "моторов" человеческих клеток. Если ученые повреждали pUL36 или очищали клетки от кинезина, вирус не мог проникать в мозг и заражать его клетки.

Это было связано с тем, что вирус герпеса использует кинезин для перемещения внутри зараженных нервных клеток и транспортировки своих частиц из периферийных нервных окончаний в сторону ядер нейронов, расположенных внутри мозга. Когда белковые "моторы" исчезали, вирус не мог добраться до этих клеток, что предотвращало их массовое заражение.

При этом ученые обнаружили, что вирусные частицы соединяются с молекулами кинезина задолго до проникновения в нейроны, еще на этапе сборки новых копий вируса герпеса в клетках кожи, куда он изначально проникает. Это говорит о том, что герпес – уникальный вирус, который использует белки своей жертвы в качестве важного компонента своих собственных частиц.

Ученые надеются, что в дальнейшес выяснят, как именно вирус герпеса пользуется кинезином. Благодаря этому можно будет понять, как можно нарушить работу этих "угнанных" клеточных моторов и предотвратить проникновение вирусных частиц внутрь тканей мозга. Это позволит защитить пациентов от потенциальных долгосрочных последствий заражения герпесом, подытожили биологи.