Персонализованные вакцины позволили добровольцам выработать иммунитет к раку кожи

24 января 2021

Клинические испытания показали, что американская вакцина от рака кожи оказалась безопасной и защитила восемь добровольцев от повторного появления опухолей. Результаты испытаний опубликовал научный журнал Nature Medicine.

Последние годы ученые активно исследуют возможности так называемой иммунотерапии для борьбы с раком кожи, легких и другими новообразованиями. Смысл этого вида лечения состоит в том, чтобы "натравить" иммунитет на злокачественные опухоли с помощью антител, которые помечают раковые клетки; модификаций Т-клеток или иных способов.

В новом исследовании ученые использовали иммунотерапию для борьбы с агрессивными формами меланомы – самым распространенным типом рака кожи. Они создали вакцину от меланомы на основе так называемых неоантигенов.

Так ученые называют обрывки неправильно свернутых белковых молекул, которые поменяли свою форму из-за мутаций, которые появились в геноме раковых клеток. В здоровых клетках неоантигенов нет, поэтому их можно использовать в качестве основы для вакцины, которая "обучает" иммунитет атаковать опухоль и игнорировать соседние ткани тела.

Исследователи детально изучили неоантигены из клеток агрессивных форм меланомы у восьми добровольцев и создали для каждого из них персонализированные вакцины, которые назвали NeoVax. Их ввели добровольцам через несколько месяцев после удаления опухолей.

За следующие четыре года все участники эксперимента не умерли и выработали иммунную реакцию на раковые клетки. Их Т-клетки научились распознавать не только поврежденные белки раковых клеток, обрывки которых были в вакцинах, но и другие неоантигены.

Ученые считают, что после этого успеха можно создавать аналогичные вакцины против других форм рака, а также начать более массовые клинические испытания вакцины от меланомы.