Проект кафедры истории медицины Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова

Жюльен Офре де Ламетри

Жюльен Офре де Ламетри

французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

Родился в богатой семье торговца тканями. Изучал богословские науки, физику и медицину. В Лейдене занимался под руководством врача, ботаника и химика Г. Бургаве. В 1743—1744 году участвует в Войне за австрийское наследство в армии герцога де Граммона. Был полковым врачом. Заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» (иначе «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приговору суда, как и его сатирическое произведение Politique du Medecin de Machiavel (Политика врача Макиавелли), направленное против злоупотреблений, невежества и самомнения его коллег-врачей.

Читать дальше

Человечество не будет счастливо до тех пор, пока не станет атеистичным.

Человек в самом себе носит самого страшного из своих врагов.

То, что связано с законом, дает право. Но само по себе это право не является ни правом разума, ни правом справедливости; это право силы.

Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Религия необходима только для тех, кто не способен испытывать чувства гуманности. Опыт и наблюдения наглядно показывают, что она бесполезна в отношениях честных людей.

Ничто лучше не доказывает существования счастья, вытекающего из темперамента, чем то, что все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны.

Не будем бояться ненависти людей, будем только остерегаться заслужить ее.

Когда мы уже более не в состоянии вкушать наслаждения, мы начинаем их порочить.

Все различие между дурными и хорошими людьми состоит в том, что у первых частный интерес преобладает над общим, тогда как вторые жертвуют своим собственным благом ради друга или ради общества.

Дух, подобно телу, знает свои эпидемические болезни и свою цингу.

Запрещение высказываний против господствующих взглядов может вселить в сознание народа мысль, что его обманывают.

Погибшее семя для природы не имеет никакого значения.

Невозможно подстрекать к мятежу народ, который хорошо управляется.