Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
15.02.2017

Ответственные за движения зоны мозга помогают понимать смысл слов

Ученые доказали гипотезу, что люди понимают смысл слов не только благодаря зонам, связанным с речью, но и зонам, отвечающим за контроль моторно-мышечной активности. Об этом со ссылкой на исследование сообщает пресс-служба Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (ВШЭ).

"Результаты эксперимента позволили ученым сделать вывод о том, что языковые и неязыковые зоны мозга находятся в постоянном взаимодействии. Такие распределенные представительства смысла слов в мозге включают в себя множество отдельных структур и представляют собой динамические сети, широко распределенные по коре головного мозга, а не сосредоточенные в нескольких локальных модулях, как утверждают традиционные физиологические теории", - говорится в сообщении.

Ученые из НИУ ВШЭ, Нортумбрийского и Орхусского университетов в исследовании, опубликованном в научном журнале Neuropsychologia, описали взаимосвязь между физическим опытом и ощущениями, с одной стороны, и тем, как язык и смысл представлены в мозге и сознании человека, с другой.

Как мозг опознает слова

По традиционным представлениям, отмечается в сообщении, структуры мозга, кодирующие смысл слова "бросать", не связаны с зонами, отвечающими за двигательные программы, которые активируются, когда мы берем в руку предмет и бросаем его.

Согласно другой теории, за понимание таких слов отвечает не только языковая зона в мозгу, определяющая его звуковую форму и фонетический состав, но и участки, отвечающие за контроль моторно-мышечной активности и совершение соответствующего действия: за движения рук, если надо узнать слово "бросать".

Эксперимент с добровольцами

Ученые провели исследование с участием 28 добровольцев. Волонтерам предложили два вида заданий: распознать, имеет ли слово смысл, или выбрать, какое из слов обозначает абстрактное действие, а какое конкретное.

При этом ученые использовали метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), который при помощи коротких магнитных импульсов позволяет неинвазивно стимулировать кору головного мозга.

"В нашем исследовании мы использовали метод транскраниальной магнитной стимуляции для того, чтобы воздействовать на моторные зоны мозга напрямую, подавляя их активацию в то время, когда испытуемый распознавал слова, связанные с движениями рук. Преимущество такого подхода в том, что он позволяет устанавливать причинно-следственную связь между стимулируемой зоной мозга и соответствующей этой зоне когнитивной функцией, чем качественно отличается от других современных методов нейровизуализации", - сказал ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ Андрей Мячиков, слова которого приводятся в сообщении.

"Мы предположили, если активация моторных программ напрямую связана с пониманием слова, то такое применение ТМС должно мешать обработке языковой информации, то есть замедлять ее и приводить к большему количеству ошибок. Именно это мы и обнаружили", - сообщил он.



По материалам сайта ТАСС

Возврат к списку