Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
05.12.2016

Ученые доказали, что забытые воспоминания можно вернуть

Американские нейрофизиологи смогли вернуть людям утерянные воспоминания даже после того, как удерживавшие их цепочки нейронов перестали "общаться" друг с другом, что указывает на химический, а не "электрический" характер работы памяти, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Многие люди считали, что нейроны должны постоянно обмениваться импульсами для того, чтобы удерживать что-то в памяти. Но наши опыты показали, что люди могут вспоминать вещи с удивительной точностью без проявления какой-либо активности подобного рода. То, что мы смогли восстановить воспоминания, ставит под сомнение эту идею. Мы просто пока не знаем, как мозг хранит информацию", — заявил Брэд Постл (Brad Postle) из университета Висконсина в Мэдисоне (США).

Достаточно долгое время ученые считали, что память в нашем мозге хранится в виде наборов электрических импульсов, которыми обмениваются клетки в так называемом гиппокампе, центре памяти мозга. Ситуация резко изменилась в 2012 году, когда нейрофизиологи из MIT обнаружили в гиппокампе особые нервные клетки, так называемые энграм-нейроны, которые оказались своеобразными "ячейками" памяти, где хранятся отдельные воспоминания.

Это заставило многих ученых считать, что наша память носит или чисто химическую, или электрохимическую природу, и что многие нарушения в ее работе связаны с поломками в клеточных системах, которые управляют обменом веществ в нейронах. Руководствуясь этой идеей, биологи в прошлом году смогли подавить, а потом восстановить конкретное воспоминание у нескольких мышей, облучая их нервные клетки при помощи лазера.

Постл и его коллеги пошли дальше – им удалось восстановить воспоминания, которые их владельцы уже забыли, используя специальный магнитный стимулятор активности нервных клеток.

Как рассказывают ученые, они собрали небольшую группу из добровольцев, которых попросили просмотреть серию слайдов, где были изображены лица различных людей, слова, движущиеся геометрические фигуры и прочие вещи. В это время биологи следили за активностью их мозга при помощи магнитно-резонансного томографа и отмечали те точки в гиппокампе, которые активизировались при формировании воспоминаний о том или ином предмете на картинках.

Через некоторое время биологи начинали показывать картинки парами, прося участников эксперимента сосредоточиться на одной из них и наблюдая за активностью тех зон, где была "записана" информация об этих предметах.

Изначально, по словам Постла, высокий уровень активности был характерен и для той, и для другой зоны, однако со временем та часть мозга, которая хранила информацию о втором предмете, постепенно стала неактивной. Это означает, как объясняют нейрофизиологи, что воспоминания о ней были "вытеснены" из рабочей памяти и почти полностью забыты.

После того, как участники "забывали" о втором предмете, ученые решили проверить, что произойдет, если связанные с ними нервные клетки простимулировать при помощи магнитного поля.

Как оказалось, подобная стимуляция почти мгновенно заставляла нервные клетки возобновить обмен импульсами, что сами добровольцы ощущали как необычную концентрацию внимания на втором предмете, которую они не могли подавить. Иногда они даже ошибочно считали, что ученые просили их обращать внимание на него, а не на первую картинку.

Подобные системы стимуляции памяти, как считает ученый, могут в дальнейшем использоваться не только для улучшения и ускорения обучения, но и для решения медицинских задач – к примеру, для лечения шизофрении, депрессии, синдрома дефицита внимания и прочих проблем, связанных с некорректной работой памяти.

По материалам сайта РИА Наука


Возврат к списку