Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
08.05.2016

Ученые доказали эффективность бактерии вольбахия для борьбы с вирусом Зика

Заражение комаров вида Aedes aegypti бактерией вольбахия (Wolbachia) лишает их способности быть переносчиками опасного вируса Зика. Такие выводы содержатся в докладе бразильского научного Фонда Освалду Круза (Fiocruz), который был опубликован в среду в научном журнале Cell Host & Microbe.

Впервые гипотеза о влиянии бактерии на способность насекомых распространять вирус была выдвинута специалистами из Бразилии в декабре прошлого года. С тех пор они провели дополнительные тесты, которые подтвердили это предположение. В ходе исследования ученые использовали четыре группы Aedes aegypti: для двух из них особи были специально выведены в лаборатории и заражены бактерией вольбахия, для оставшихся двух отобрали насекомых, которых поймали в их естественной среде обитания в Рио-де-Жанейро. Часть комаров кормили кровью, взятой у пациентов с вирусом Зика.

Через 14 дней с начала эксперимента исследователи смешали насекомых таким образом, чтобы выяснить, смогут ли они заразить особей из другого "лагеря" через слюну, попавшую в пищу. Выяснилось, что ни один комар, в организме которого присутствовала вольбахия, не передал вирус Зика здоровой особи. По мнению ученых, если скрестить лабораторных, зараженных бактерией насекомых с обитающими в естественной среде, новое поколение Aedes aegypti также станет безвредным для человека - присутствие вольбахии в организме передается по наследству.

"Даже те особи Aedes aegypti, в организме которых был обнаружен вирус Зика, не смогли передать его другим насекомым. Аналогичные данные ранее были получены в ходе исследования, касающегося способности этих насекомых выступать переносчиками лихорадки денге. Это доказывает, что комары, зараженные бактерией вольбахия, потенциально могут использоваться для контроля за распространением вируса Зика", - считает Лусиану Морейра, руководитель исследовательского проекта.

В конце ноября в министерстве здравоохранения Бразилии подтвердили, что заражение вирусом Зика в период беременности вызывает у ребенка микроцефалию - врожденный дефект, который заключается в значительном уменьшении размера черепа и сопровождается умственной отсталостью, невротическими отклонениями, нарушениями слуха и зрения. Некоторые исследователи также считают, что лихорадка Зика может привести к развитию редкого аутоиммунного заболевания - синдрома Гийена - Барре. Он характеризуется парезом (частичный паралич) нижних конечностей, который через несколько дней или даже часов распространяется на руки, а затем - на другие мышцы тела. Главная опасность состоит в том, что он может затронуть органы дыхания, и в этом случае человеку грозит смерть от нехватки кислорода.

В конце апреля стало известно, что в Бразилии число пациентов с подозрением на вызываемую вирусом Зика лихорадку за два месяца превысило 90 тысяч. Причем наиболее сложная ситуация складывается в штате Рио-де-Жанейро, где в августе этого года пройдут летние Олимпийские игры.