Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
16.09.2014

Новые технологии расширят возможности обучения хирургов

Во Франции опробовали в обучении хирургов новую технологию, созданную для использования в компьютерных играх. Ход операции по эндопротезированию тазобедренного сустава был записан в трехмерном режиме. Последующее воспроизведение записи при помощи нового устройства Oculus Rift позволило увидеть операцию с позиции основного хирурга. Технологии виртуальной реальности для обучения применяются уже несколько десятилетий, например, при тренировке военных, но только в последние годы благодаря снижению стоимости устройств стало возможно их массовое применение.

Съемка операции велась одновременно с двух камер, закрепленных на лбу хирурга Томаса Грегори (Dr. Thomas Gregory) из Европейского госпиталя Жоржа Помпиду в Париже.

Практическое обучение хирургов обычно начинается с ассистирования на операциях. При этом молодой специалист физически не может видеть операционное поле в том же самом ракурсе, что и первый хирург. Кроме того у ассистента есть ряд его собственных задач в ходе вмешательства, что не всегда позволяет ему сосредоточиться на наблюдении. Использованные технологии позволили получить трехмерную видеозапись, которую можно воспроизводить с остановками, с увеличением масштаба в нужные моменты.

Важным моментом является то, что само устройство Oculus Rift не являются медицинским изделием, и следовательно не требует специальной процедуры регистрации в контрольных ведомствах.

Фонд MOVEO Foundation, который спонсировал использование технологии в медицинском обучении, сообщает, что вскоре устройство будет опробовано для трансляции операции в «реальном времени» с камер на шлемы виртуальной реальности.

Разработчики технологии отмечают, что при первом применении устройства не удалось использовать специальные линзы для камер, которые позволили бы сделать запись с углом обзора в 200 градусов, из-за затруднений с их дезинфекцией в операционной. Проблему должны решить к следующему использованию камер. 

Возврат к списку