Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
20.07.2014

Генная терапия помогла создать кардиостимулятор из живых клеток

Американские кардиологи разработали минимально инвазивную процедуру по пересадке гена, который превращает неспециализированные клетки сердца в клетки водителя сердечного ритма. Результаты исследования опубликованы в журнале ScienceTranslationalMedicine.

В здоровом сердце в участке сердечной мышцы, называемом синусно-предсердным узлом, генерируются импульсы, которые задают частоту сердечных сокращений. У людей с серьезными нарушениями сердечного ритма электрокардиостимулятор (ЭКС, или искусственный водитель сердца) является единственным выходом. ЭКС имплантируется под кожу пациента и поддерживает нормальную частоту сокращений сердца; это надежное устройство, сохраняющее жизнь миллионам людей в мире, однако оно имеет свои ограничения.

Теперь ученые из Cedars-Sinai Heart Institute в Лос-Анджелесе разработали малоинвазивную технологию создания так называемого «биологического кардиостимулятора» с помощью внедрения в сердечные клетки вирусного гена. Исследователи воспроизвели патологию сердечного ритма в экспериментах на свиньях. Для этого они разрушили клетки естественного водителя сердечного ритма высокочастотными радиоволнами, в результате чего средняя частота пульса у животных снизилась с нормальных 100 ударов в минуту до 50.

Затем при помощи ослабленного вируса через катетер исследователи внедрили в клетки сердца животных ген T-box 18 — эмбриональный фактор транскрипции, отвечающий за ранний этап развития организма и, в частности, за дифференцировку клеток сердца (кардиомиоцитов) в клетки водителя сердечного ритма. Как показали результаты исследования, уже через день данные клетки начали выполнять функции водителя ритма, и частота сердечных сокращений у животных вернулась к прежним нормальным значениям. Длительность всего эксперимента составила две недели, на протяжении которых у свиней сохранился нормальный ритм сердечных сокращений в положении стоя, лежа и при движении.

Авторы статьи отмечают, что эффект от генной терапии может оказаться временным, тем не менее, даже ограниченный во времени положительный эффект генной терапии можно быть использован в различных ситуациях. Например, в случае, если в организм пациента попадет инфекция, электрокардиостимулятор необходимо извлечь и провести медикаментозное лечение, на протяжении которого сердечная деятельность может быть поддержана с помощью генной терапии. Также данная технология может помочь детям с пороками сердца. Как ожидают ученые, если дальнейшие испытания пройдут успешно, такая процедура может быть внедрена в медицинскую практику через несколько лет.