Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
26.01.2014

Психологи определили возраст начала «детской амнезии»

Семилетний возраст оказался возрастом начала так называемой «детской амнезии» - феномена забывания событий, происходивших в младенчестве и раннем детстве. Как выяснили исследователи из Emory University (США), после семи лет у детей примерно вдвое сокращается объем воспоминаний о происходившем с ними до трехлетнего возраста. Работа опубликована в журнале Memory.

Термин «детская амнезия» был предложен Зигмундом Фрейдом в 1899 году, который обнаружил, что его пациенты не могут вспомнить свое детство до трех лет. Фрейд предположил, что этот феномен объясняется вытеснением ранних воспоминаний из-за их неприемлемой сексуальной природы. Однако, согласно современным представлениям, это явление, затрагивающее абсолютно всех взрослых людей, связано с недостаточной развитостью у детей связанных с памятью областей головного мозга.

Ранее феномен «детской амнезии» изучался, основываясь на интервью взрослых людей, однако группа психологов под руководством Патришии Бауэр (Patricia Bauer), занимающаяся исследованием изменений, происходящих в автобиографической или эпизодической памяти на протяжении детства и отрочества, впервые опиралась в своей работе на опрос детей разного возраста.

В начале эксперимента матери или отцы 83 трехлетних детей обсуждали с ними шесть событий, произошедших в их жизни в последние месяцы, например поход в зоопарк или празднование дня рождения, стараясь, чтобы в памяти ребенка зафиксировалось как можно больше подробностей, связанных с событием. Затем все дети были разделены на пять подгрупп. Ребенок из каждой группы только однажды, в возрасте пяти, шести, семи, восьми или девяти лет, опрашивался исследователями на предмет воспоминаний о событиях, обсуждавшихся им с родителями от двух до шести лет тому назад.

Выяснилось, что у детей в возрасте пяти, шести и семи лет сохраняется в памяти от 63 до 72 процентов таких базовых ранних воспоминаний, в то время как у восьми-девятилетних этот объем резко сокращается, составляя всего около 35 процентов. «Наше исследование является первой эмпирической демонстрацией начала детской амнезии», - подчеркнула Бауэр.

При этом исследователи отметили, что, хотя дети до семи лет помнят больше, их рассказ об этих событиях отличается гораздо меньшими подробностями, чем меньшие по объему воспоминания более старших по возрасту. Бауэр полагает, что некоторые события остались в памяти именно благодаря большому количеству деталей, обсуждавшихся в разговоре с родителями в трехлетнем возрасте, а усовершенствовавшиеся с возрастом лингвистические способности позволяют старшим детям лучше рассказать о том, что они запомнили, тем самым еще больше закрепляя воспоминания в памяти.


Возврат к списку