Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
11.02.2013

Медицина и опера. I. Врачи в оперных постановках

Междисциплинарный проект «Медицина и опера» стартовал в 2012 году с лекции известного итальянского исследователя оперы Карло Менарди. Его выступление в музее на тему «Медицина в итальянских операх» вызвала неподдельный интерес публики. В качестве продолжения посетители музея могут ознакомиться с первой из трёх выставок данного проекта – «Врачи в оперных постановках». В дальнейшем музей планирует представить экспозиции «Болезни и лекарства на оперных сценах» и «Смерть в сюжетах опер». Выставка создана в тесном сотрудничестве с Латвийской Национальной оперой, Музеем литературы, театра и музыки, Латвийским Национальным художественным музеем и при поддержке ООО «Sistēmu inovācijas», Латвийского фонда инновативной медицины, сети аптек «Saules aptieka», ООО «Kārumu fabrika». Представленная экспозиция отличается от других организованных в музее выставок особым вниманием к сценографии, акцентом на аудиовизуальной подаче информации и
концентрированном справочном материале.

За три столетия существования этого особого жанра искусства оперные постановки отразили многие аспекты жизни общества различных эпох. По оперным либретто и режиссёрским замыслам можно судить о характерных проблемах здоровья людей, о применяемых методах лечения, о социальном статусе врачей. Примерно в 10% от четырёх сотен исполняемых в наши дни опер есть персонажи-врачи, образы которых существенно отличаются друг от друга в зависимости от времени создания произведения или отражаемой в сюжете эпохи. Классические оперы XVIII века были, главным образом, мифологического содержания, и роль врачей не была в них особенно заметна. Но уже в конце XVIII столетия, в начале романтического периода, в операх появляются роли третьего плана – главным образом комические персонажи – шарлатаны, цирюльники, странствующие врачи, псевдоцелители. Например, в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Cosi fan tutte» («Так делают все») камеристка Деспина, переодевшись врачом, пытается оживить выпивших яд молодых офицеров. В «Любовном напитке» Гаэтано Доницетти странствующий торговец Дулькамара продаёт средства от всех возможных недугов. Некоторые персонажи опер XIX века представляют собой прототип современного семейного врача. Например, в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха доктор Миракль лечит Антонию, у которой, вероятно, был врождённый порок сердца. Джузеппе Верди, 200-летие которого весь мир отмечает в этом году, в «Травиате» отводит особую роль доктору Гренвилю, лечащему главную героиню Виолетту от туберкулёза. В сюжетах опер этого времени врачей показывают как весьма уважаемых в обществе людей. В произведениях XX века врач часто изображается не только как клиницист, но и как учёный, исследователь. Одной из наиболее характерных в данном плане является опера Альбана Берга «Воццек», где мы видим врача, проводящего медицинские эксперименты и наблюдения. На выставке можно проследить не только стадии развития медицины за последние три столетия, но и эволюцию отношения общества к профессии врача в различных социально-экономических и политических условиях.

Автор выставки: Юрис Салакс
Сценограф: Мартиньш Калсерис

Медицина и опера. I. Врачи в оперных постановках

 


Возврат к списку