Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
01.08.2024

Иммунохимический скрининг рака толстой кишки снижает риск смерти на 33%

Медики из США выяснили, что регулярный неинвазивный иммунохимический скрининг позволяет на 33% снизить риск смерти пациентов от рака толстой кишки, что в особенности касается самых распространенных форм этой опухоли, возникающих в левой части этого органа. Выводы ученых были опубликованы в статье в научном журнале JAMA Network Open.

"Проведенный нами анализ показал, что проведение неинвазивного иммунохимического скрининга рака прямой кишки снижает вероятность гибели пациентов на 33%, а также на 42% уменьшает вероятность смерти носителей опухолей в левой части прямой и толстой кишки. Это говорит в пользу массового проведения подобной диагностики среди широких слоев населения", - пишут исследователи.

К такому выводу пришла группа американских медиков под руководством научного сотрудника Университета штата Огайо Чике Дубени при изучении данных, которые были собраны в ходе долговременных наблюдений за здоровьем 10,7 тыс. граждан США. Около 1 тыс. из них умерли от различных форм рака толстой кишки в промежутке между 2011 и 2017 годами, что дало ученым возможность оценить, то как на вероятность гибели носителей этой формы опухолей влияет доступность неинвазивных систем иммунохимической диагностики рака.

Такие системы скрининга позволяют выявить развитие опухолей на самых первых стадиях их развития по присутствию микроскопических крови или обрывков ДНК опухолевых клеток в образцах различных биоматериалов. Ученые заинтересовались тем, как раннее выявление рака влияет на вероятность выживания участников наблюдений, для чего они сравнили то, как часто гибли от рака прямой и толстой кишки добровольцы, которые проходили или не проходили такие тесты.

Проведенные исследователями расчеты показали, что участники наблюдений, проходившие иммунохимический скрининг, в среднем на 33% реже умирали от опухолей в их толстой кишке, чем другие добровольцы. При этом исследователи обнаружили, что это было в особенности характерно для новообразований в левой половине прямой и толстой кишки, вероятность гибели носителей которых снижалась на 42% при заблаговременном выявлении опухоли.

Такие результаты клинических испытаний, по мнению ученых, говорят в пользу массового внедрения неинвазивного иммунохимического скрининга для ранней диагностики рака прямой и толстой кишки. Как надеются ученые, это позволит значительным образом уменьшить число пациентов с этой формой опухолей, которым не удается избавиться от рака после его выявления и начала терапии.

О раке прямой кишки

По статистике Всемирного фонда изучения рака (WCRF), рак прямой и толстой кишки занимает второе и третье место по распространенности злокачественных опухолей среди мужчин и женщин. Как правило, каждый год его заполучает свыше 1,8 миллиона жителей планеты. Более половины носителей рака прямой и толстой кишки погибает в последующие пять лет после постановки диагноза, что особенно характерно для тех пациентов, у которых опухоль была выявлена на поздних стадиях развития.