Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
30.07.2024

Животные-коловратки "украли" гены у бактерий для выработки антибиотиков

Биологи из США и Великобритании выяснили, что коловратки, примитивные многоклеточные существа, позаимствовали у бактерий гены, отвечающие за производство антибиотиков, и приспособили их для борьбы с грибками. Об этом сообщила пресс-служба американской Морской биологической лаборатории в Вудс-Хоул (MBL).

"Эти гены были позаимствованы коловратками у бактерий, однако затем они значительным образом изменились в процессе эволюции этих животных. Это дает надежду на то, что эти беспозвоночные производят неизвестные науке антибиотики, которые будут менее токсичными для многоклеточных живых существ, чем их аналоги из клеток микробов и грибков", - заявил старший научный сотрудник MBL Дэвид Уэлч, чьи слова приводит пресс-служба лаборатории.

Исследователи совершили это открытие при изучении структуры генома коловраток видов Adineta vaga и Adineta ricciae - примитивных беспозвоночных существ, обладающих невероятно высокой стойкостью к радиации и неблагоприятным условиям среды. Другой отличительной особенностью коловраток является то, что примерно 10% их генома было позаимствовано у других представителей земной жизни, в том числе грибков, растений и бактерий.

Ученые заинтересовались, присутствуют ли в наборе "украденных" участков ДНК гены, отвечающие за производство антибиотиков, защищающих этих беспозвоночных существ от патогенных грибков и бактерий. Так, исследователи попытались заразить нескольких особей Adineta vaga и Adineta ricciae грибками вида Rotiferophthora и проследили за тем, как контакт с этим патогеном повлиял на активность генов в клетках коловраток.

Это позволило обнаружить в геноме коловраток вида Adineta ricciae набор генов бактериального происхождения, которые активировались при появлении грибка в их организме и помогали им подавлять инфекцию. Последующий анализ устройства этих генов показал, что часть из них отвечает за выработку коротких белковых молекул, похожих по устройству на тироцидин и гименоамид, два бактериальных антибиотика с противогрибковыми свойствами.

Как предполагают ученые, предки этого вида коловраток в далеком прошлом позаимствовали эти гены у бактерий и адаптировали их для работы в иначе устроенных клетках многоклеточных организмов, что сделало этих беспозвоночных более стойкими к атакам грибков. Последующее изучение коловраток, как надеются ученые, позволит приспособить производимые ими антибиотики для борьбы с различными инфекциями, которые поражают людей и животных.