Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
29.07.2024

Разработана "точечная" платиновая химиотерапия для опухолей

Китайские химики разработали подход, позволяющий точечно доставлять в опухолевые клетки малотоксичные соединения платины и превращать их при помощи радиотерапии в молекулы, способные уничтожать рак и при этом не повреждающие здоровые ткани. Результаты первых испытаний этой терапии на мышах были опубликованы в статье в научном журнале Nature Biomedical Engineering.

"Лекарства на базе платины со степенью окисления +2 активно используются в химиотерапии, однако все они обладают серьезными побочными эффектами. Мы продемонстрировали, что радиотерапию можно использовать для точечной активации "заготовок" этих лекарств и избирательного уничтожения опухолевых клеток", - пишут исследователи.

Это открытие было совершено группой химиков под руководством профессора Пекинского университета Лю Чжибо при изучении взаимодействий различных соединений платины с ионизирующим излучением, применяемым при радиотерапии. Интерес ученых к этим реакциям был связан с тем, что ионы многих благородных и тяжелых металлов восстанавливаются при облучении раствора, в которых присутствуют эти элементы.

По словам исследователей, этот процесс широко используется в промышленности для очистки воды от токсичных солей этих металлов. Ученые предположили, что его также можно применять для того, чтобы превращать относительно малотоксичные для организма человека соединения платины со степенью окисления +4 в высокоэффективную, но опасную для здоровых клеток платиновую химиотерапию, в чьих молекулах платина окислена до степени +2.

Руководствуясь этой идеей, исследователи проследили за действием различных доз излучения на дюжину различных соединений неактивной формы платины, и использовали результаты этих замеров для создания антител, способных избирательным образом соединяться с раковыми клетками и доставлять внутрь них платину со степенью окисления +4. Работу этих антител ученые проверили на мышах, в чей организм были имплантированы культуры клеток рака желудка.

Последующие наблюдения показали, что введение в организм мышей антител с соединениями платины и их двухкратное облучение радиацией привело к почти полному исчезновению новообразований через 24 дня после начала лечения. Отсутствие серьезных побочных эффектов от этой комбинированной радио- и химиотерапии, как отмечают ученые, позволяет надеяться на то, что этот подход сделает платиновую химиотерапию более безопасной и эффективной.