Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
27.07.2024

Жизнь мышам продлили на 22-25% путем блокировки провоспалительного белка

Биологи обнаружили, что блокировка выработки белка IL-11, одной из провоспалительных сигнальных молекул, способствует продлению здоровой жизни мышей примерно на 22-25% и улучшению их важнейших жизненных показателей. Этого можно добиться при помощи уже существующих препаратов для лечения фиброза, сообщила пресс-служба Департамента исследований и инноваций Великобритании.

"Это потрясающее открытие. У мышей, получавших антитела к белку IL-11, реже появлялись опухоли и у них редко наблюдались характерные признаки наступления старости и одряхления тела. Также мы зафиксировали замедленное истощение мышц и повышенную их силу, что говорит о том, что подобные пожилые грызуны были более здоровыми, чем особи из контрольной группы", - пояснил профессор Имперского колледжа Лондона Стюарт Кук, чьи слова приводит пресс-служба UKRI.

Ученые совершили это открытие в рамках проекта по изучению того, какие функции исполняет в организме белок IL-11, играющий важную роль в развитии различных типов воспалительных процессов. Несколько лет назад исследователи обнаружили, что типичные концентрации этого белка постепенно растут с возрастом, что способствует развитию фиброза и других негативных перемен в работе нескольких типов тканей тела организма.

Это открытие натолкнуло ученых на идею проследить за тем, как блокировка выработки IL-11 будет влиять на старение тела млекопитающих. Для получения подобных сведений ученые вырастили мышей, у которых был повреждены гены, отвечающие за производство этого белка или его распознавание клетками, и проследили за жизнью этих грызунов от их рождения до смерти.

Эти опыты неожиданно показали, что прекращение выработки IL-11 продлило жизнь самцам и самкам мышей примерно на 25%, и при этом они значительно реже набирали лишний вес после наступления старости и испытывали другие метаболические нарушения, чем животные из контрольной группы. Аналогичным образом, их мускулы медленнее теряли силу с возрастом, а также эти грызуны необычно редко страдали от различных форм старческой дряхлости.

Ученым также удалось воспроизвести этот эффект при помощи антител, нейтрализующих молекулы IL-11 в организме мышей. Их регулярный прием продлил жизнь самцам на 22%, а самкам - на 25%, а также улучшил состояние их здоровья в пожилом возрасте. Как надеются исследователи, данное открытие убедит регулирующие органы разрешить испытания уже разработанных антител к белку IL-11 не только для лечения фиброза и опухолей, но и продления жизни.