Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
12.06.2024

Выявлена РНК, связанная с "передачей" ожирения от матери к ее потомству

Ученые выяснили, что дети женщин с лишним весом необычно часто страдают от ожирения из-за того, что их мозг начинает вырабатывать необычно много молекул РНК miR-505-5p во время внутриутробного развития. Появление связанных с ними перемен в работе мозга ребенка можно предотвратить при помощи легких упражнений во время вынашивания плода, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале PLoS Biology.

"Мы обнаружили, что наличие лишнего веса во время вынашивания плода ведет к тому, что в мозге ребенка возникают изменения, которые заставляют его поедать больше жирной пищи во взрослые годы жизни и тем самым повышают риск развития ожирения. Что важно, нам удалось показать, что даже умеренный уровень физической активности, не приводящий к снижению веса, защищает потомство от появления этих изменений", - пишут исследователи.

К такому выводу пришла группа британских и бразильских молекулярных биологов под руководством научного сотрудника Кембриджского университета Лауры Деарден во время опытов с беременными мышами, у которых появился лишний вес в результате употребления высококалорийной и жирной пищи. Ученых интересовало то, как развитие ожирения и связанные с ними перемены в метаболизме самок влияли на рост зародышей.

Для этого ученые вырастили несколько поколений грызунов, чьи родители питались нормальной или жирной пищей, и сопоставили то, как различался уровень активности их генов, связанных с метаболизмом, а также работа гипоталамуса, гормонального центра мозга. При проведении этого анализа исследователи учитывали различия не только в работе самих генов, но и в концентрации нескольких сотен небольших молекул РНК, подавляющих или способствующих считыванию тех или иных сегментов генома.

Клеточные последствия материнского ожирения

Когда исследователи сравнили полученные наборы данных, они выявили различия в активности шести генов в клетках гипоталамуса, которые были связаны с метаболизмом жирных кислот и круговоротом жиров в организме. Сбои в работе данных участков ДНК возникали у мышат в тех случаях, когда их матери страдали от ожирения во время вынашивания плода, и при этом большая часть из них была связана с повышенной концентрацией одной короткой молекулы РНК, miR-505-5p.

Впоследствии ученые обнаружили, что сбои и в выработке этой цепочки РНК возникают еще в первые две недели беременности в результате того, что в организме самок с лишним весом наблюдается высокая концентрация инсулина и жирных кислот. Комбинация этих факторов особым образом "перепрограммирует" нейроны гипоталамуса и делает их менее чувствительными к переменам в концентрации жирных кислот в организме.

При этом исследователи обнаружили, что подобные аномалии в работе клеток гипоталамуса не возникали в тех случаях, если самки мышей проявляли хотя бы минимальный уровень физической активности в первые недели вынашивания плода. Это позволяет надеяться на то, что схожим образом можно снизить частоту развития ожирения и среди детей, чьи матери страдают от лишнего веса во время беременности, подытожили ученые.