Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
27.05.2024

Аномалии в развитии мозга зародыша могут быть связаны со сбоями в работе микроглии

Молекулярные биологи из США выяснили, что перенесенные беременными женщинами инфекции серьезным образом меняют работу десятков генов в клетках микроглии, одной из форм вспомогательных клеток в формирующемся мозге зародыша. Эти перемены в работе клеток микроглии негативно влияют на развитие мозга и после рождения ребенка, пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Development.

"В рамках этого исследования мы всесторонне изучили то, как меняется работа генов клеток микроглии по мере развития коры мозга. Проведенные нами опыты показали, что воспаления в организме матери, вызванные вирусными инфекциями, вызывают долгосрочные перемены в работе генов в клетках микроглии и соседних с ними нейронов коры, которые сохраняются как минимум до подросткового возраста", - заявила профессор Гарвардского университета Паола Арлотта, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Ученые совершили это открытие в рамках проекта, нацеленного на изучение возможных причин того, почему перенесенные беременными женщинами вирусные и бактериальные инфекции в некоторых случаях повышают вероятность развития у их потомства шизофрении, аутизма и других нарушений психики и когнитивного развития. Для получения подобных сведений ученые провели серию опытов на беременных мышах.

В их рамках исследователи вызывали у мышей аналог иммунной реакции, возникающей при заражении вирусами, и наблюдали за тем, как активация иммунитета самок влияла на состояние коры мозга у их будущих мышат. Для получения подобных сведений ученые собрали пробы клеток из разных регионов мозга эмбриона и проследили за тем, как поменялась активность генов внутри этих телец после активации иммунитета самки.

Долгосрочные последствия активации иммунитета

Эти наблюдения показали, что ключевую роль в реакции нервной системы зародыша на инфекцию в организме материи играли некоторые клетки микроглии, вспомогательной ткани мозга, которая играет важную роль в поддержании жизнедеятельности нейронов, а также в их очистке от белкового "мусора". Стимуляция иммунитета самок привела к активации в эмбриональных клетках микроглии нескольких десятков генов, связанных с развитием воспалений и выработкой связанных с ними сигнальных молекул.

Выделение этих веществ в межклеточную среду, в свою очередь, порождает существенные сдвиги в жизнедеятельности нервных клеток и подавляет работу множества генов, связанных с размножением и миграцией разных типов нейронов, а также с круговоротом кислорода и питательных веществ внутри зародыша. По словам биологов, эти сдвиги в работе генов сохранялись и после появления мышат на свет, в первые несколько недель их жизни, что говорит об их долгосрочном характере.

Дальнейшие опыты показали, что клетки микроглии играют ключевую роль в появлении этих аномалий в развитии мозга, так как блокировка их работы предотвращала появление ранее выявленных изменений в жизнедеятельности и развитии нейронов. Это дает надежду на создание терапий, которые будут защищать мозг будущих детей от последствий развития вирусных инфекций в организме беременных женщин, подытожили профессор Арлотта и другие исследователи.