17.02.2024

Выявлена цепочка нейронов, отвечающая за восприятие движущихся изображений

Португальские нейрофизиологи выявили цепочку нейронов внутри так называемого верхнего двухолмия, одного из глубинных отделов мозга, которая помогает человеку и другим млекопитающим воспринимать быстро движущиеся объекты и видеть плавную картинку при просмотре кино. Об этом сообщила пресс-служба Центра изучения неизвестного Фонда Шампалимо (CCU).

"Когда мы наблюдали за активностью верхнего двухолмия в мозге крыс, мы обнаружили, что характер работы этого региона мозга радикально менялся при переменах в частоте мерцания изображения. При повышении частоты вспышек света, способствующих созданию иллюзии постоянного освещения, активность нейронов в верхнем двухолмии значительным образом падала", - заявила научный сотрудник CCU Рита Хиль, чьи слова приводит пресс-служба центра.

Ученые совершили это открытие в рамках эксперимента, в ходе которого ученые пытались научить крыс различать непрерывное освещение и периодические вспышки света разной частоты и использовать эти различия в освещении для ориентации в пространстве. Подобным образом исследователи изучали так называемую инерцию зрения, способность мозга млекопитающих "видеть" плавное движение при наблюдениях за набором дискретных последовательных событий.

Нейрофизиологическая основа кинематографа

Нейрофизиологов давно интересует, как работает инерция зрения, позволяющая человеку видеть движущуюся картинку при просмотре кино и не замечать мерцание ламп, подключенных к переменному источнику электрического тока. Для получения подобных сведений ученые проследили за изменениями в активности мозга крыс при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии при увеличении или уменьшении частоты мерцания ламп, на которые смотрели животные.

Проведенные учеными замеры указали на то, что сильнее всего перемены в характере освещения влияли на активность определенных участков внутри верхнего двухолмия, глубинного отдела мозга, связанного с обработкой информации, поступающих из глаз и других органов чувств. Чем выше была частота мерцания ламп, тем менее активной была эта цепочка нервных клеток и тем хуже крысы различали постоянные источники света и мерцающие осветительные приборы.

Открыв эту закономерность, ученые имплантировали электроды в открытую ими цепочку нейронов и проследили за ее работой при вспышках света разной частоты. Эти опыты показали, что при низкой скорости моргания ламп нервные клетки вырабатывали импульсы на каждую вспышку света, тогда как при достижении определенного предела они активировались только при включении и выключении освещения.

Подобные результаты опытов, как отмечает Хиль, говорят в пользу того, что верхнее двухолмие играет важную роль в работе инерции зрения и в восприятии движущихся и мерцающих объектов. Последующие опыты помогут понять, как нарушается работа этого региона мозга при развитии различных нарушений зрения, связанных как с повреждением оптических нервов, так и с дисфункцией центральной нервной системы, подытожили ученые.