01.01.2024

Молекулярные механизмы роста рецепторов

Биологи из России выяснили, что клетки глиомы, одной из форм рака мозга, способны обмениваться генетической информацией при помощи вирусоподобных частиц, содержащих в себе молекулы матричной РНК. Данный обмен может играть важную роль в росте опухоли, сообщил Центр научных коммуникаций МФТИ.

"Ученые из МФТИ, МГУ, ФМБА и НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина выяснили, что клетки глиомы могут обмениваться генетической информацией с помощью вирусоподобных частиц. Они формируются при участии белка вирусного происхождения. Результат исследования поможет разобраться в биологии развития глиом, наиболее распространенной и опасной формы рака головного мозга", - говорится в сообщении.

Данное открытие было совершено группой российских молекулярных биологов под руководством заместителя заведующего лабораторией специальных клеточных технологий МФТИ (Долгопрудный) Михаила Дурыманова при изучении того, какую роль в жизнедеятельности клеток глиомы может играть белок ARC, отвечающий за передачу сигналов между синапсами нейронов.

Молекулы этого пептида, предположительно, вирусного происхождения участвуют в образовании контейнеров для молекул РНК, которыми обмениваются нервные окончания для регулирования силы связи между ними. Дурыманов и его коллеги предположили, что ARC может также играть важную роль в образовании так называемых нейроглиомных синапсов, соединений между клетками глиомы и соседними нейронами, которые предположительно играют важную роль в росте и выживании опухолей.

Руководствуясь этой идеей, ученые изучили то, вырабатывают ли клетки глиомы цепочки белка ARC и проследили за его взаимодействиями с другими молекулами внутри опухолевых клеток. Эти наблюдения показали, что ARC действительно вырабатывался раковыми клетками в больших количествах. При этом молекулы белка соединялись с РНК и образовали контейнеры, похожие по структуре на вирусные частицы.

Данные капсулы впоследствии выбрасывались во внешнюю среду, где они захватывались соседними опухолевыми клетками, которые считывали содержащиеся в них молекулы РНК и производили связанные с ними белки. Схожим образом, как предполагают Дурыманов и его коллеги, глиомные клетки взаимодействуют и с нейронами, что исследователи планируют проверить в самое ближайшее время.