Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
11.09.2023

Быстрое развитие болезней почек у мужчин связали с влиянием тестостерона

Исследователи из США открыли первое свидетельство того, что быстрое развитие болезней почек у мужчин связано с действием тестостерона. Этот гормон необратимо меняет работу нескольких сотен генов в клетках почечных канальцев во время полового созревания мальчиков. Об этом сообщила пресс-служба Университета Южной Калифорнии (USC). Исследование было опубликовано в журнале Developmental Cell.

"Ученым удалось не только раскрыть механизмы, связывающие повышенную уязвимость мужчин перед быстрым развитием заболеваний почек с действием половых гормонов, но и открыть свидетельства того, что понижение концентрации тестостерона в растущем мужском организме ведет к "феминизации" почек и к повышению их стойкости к болезням", - говорится в сообщении.

К такому выводу пришла научная группа под руководством профессора USC Энди Макмагона в ходе изучения того, как меняется работа разных типов клеток почек самцов и самок мышей по мере их взросления. В ходе этих опытов ученые извлекали пробы клеток почек из тела животных и измеряли уровень активности генов по тому, как много РНК-копий этих участков ДНК присутствовало в клетках.

Эксперименты указали на то, что работа почти тысячи генов, задействованных в функционировании почек, заметно различалась у самцов и самок. Почти все эти различия возникали не сразу после рождения, а на 3-8-й неделе жизни грызунов, во время их полового созревания. Значительная часть этих изменений затрагивала так называемые проксимальные канальцы почек, ключевую часть системы почечной фильтрации.

Ученые детально изучили эти сдвиги в работе генов и обнаружили, что большинство из них было связано с тем, что в клетках почечных канальцев присутствует множество рецепторов тестостерона и других мужских гормонов. Их активация приводила к необратимым переменам в работе почек и появлению типичных "мужских" особенностей жизнедеятельности.

Эти перемены исследователям удалось подавить, заблокировав выработку мужских половых гормонов в организме мышат разными методами: медикаментозным способом, с помощью кастрации и при помощи хронической нехватки калорий (строгой диеты), что также подавляет выработку тестостерона. В результате почки самцов сохранили типично "женский" рисунок активности генов, что снизило вероятность развития тяжелых почечных болезней. Это позволяет надеяться на создание терапий, которые будут схожим образом менять работу генов в клетках почек мужчин, считают авторы работы.

О болезнях почек

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от хронических болезней почек сейчас страдают около 880 млн пациентов. Число новых случаев таких заболеваний быстро растет во многих странах мира, что связано с распространением ожирения и диабета, негативно влияющих на почечную функцию. Все это подталкивает ученых к поиску новых путей профилактики и лечения хронических заболеваний почек.

Медиков и биологов также интересует то, почему женщины чаще страдают от болезней почек, но при этом такие заболевания развиваются у них медленно, тогда как у мужчин реже нарушается работа почек, но у значительно чаще развиваются наиболее тяжелые формы почечных болезней.