Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
08.09.2023

Ученые выявили сбои в работе иммунитета, мешающие иммунотерапии уничтожать рак мозга

Ученые из США изучили действие иммунотерапии на глиобластому, одну из форм рака мозга, и на метастазы других форм опухолей, проникших в ткани нервной системы. Это позволило им выявить сбои в работе дендритных клеток, мешающие "перепрограммированным" Т-лимфоцитам атаковать клетки глиобластомы, сообщила пресс-служба Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). Исследование опубликовано в журнале Journal of Clinical Investigation.

"Мы раскрыли существенные различия в том, как ведут себя клетки глиобластомы и метастазы других форм опухолей внутри тканей мозга, а также в их реакции на иммунотерапию. Во втором случае ее введение в организм ведет к появлению большого числа Т-клеток внутри метастазов, тогда как число этих телец внутри глиобластомы растет относительно слабо", - заявил доцент UCLA Ким Вон, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По словам исследователей, эти различия связаны с появлением сбоев в работе дендритных клеток у людей с глиобластомой. Дендритными клетками ученые называют особый класс лейкоцитов (белых кровяных телец), который захватывает антигены возбудителей болезней и раковых клеток, благодаря чему Т-клетки способны их распознать и обеспечить уничтожение.

Биологи из США раскрыли нарушения в жизнедеятельности дендритных клеток при изучении образцов опухолей, извлеченных из мозга пациентов с глиобластомой до и после иммунотерапии. Также ученые собрали пробы клеток из организма больных, в нервной ткани которых возникли метастазы других форм рака, изначально не связанных с мозгом.

Ученые извлекли из этих проб иммунные клетки и измерили концентрацию в них разных молекул РНК, что позволило определить, насколько в них активны гены, связанные со взаимодействиями с антигенами и с борьбой с опухолями. Эти замеры показали, что иммунотерапия значительно повысила число Т-клеток, нацеленных на борьбу с раком, а также увеличила активность генов, отвечающих за эту функцию, в тканях мозга пациентов с метастазами.

Этого не произошло в Т-клетках пациентов с глиобластомой, что ученые связывают с относительно слабым уровнем активности дендритных клеток в их организме. По этой причине исследователи считают, что усиление взаимодействий между дендритными клетками и Т-клетками в организме носителей глиобластомы, а также потенциально и других форм рака мозга, приведет к значительному усилению эффективности иммунотерапии при борьбе с данными типами новообразований.

О глиобластоме

Глиобластома представляет собой один из самых распространенных типов рака мозга. По текущим оценкам медиков, каждый год ее диагностируют у примерно 300 тысяч жителей Земли. Большинство пациентов умирают от глиобластомы в течение 12-18 месяцев, и только 9% остаются живы через два года после постановки диагноза.