Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
08.06.2023

Мальчики-младенцы опережают девочек в языковом развитии в первый год жизни

Американские ученые обнаружили, что младенцы-мальчики начинают издавать звуки, похожие на слова, значительно раньше девочек, которые догоняют их в развитии примерно на 14-16-м месяцах жизни. Это открытие ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что женщины всегда превосходят мужчин в языковых навыках, пишут исследователи в статье в научном журнале iScience.

"Традиционно считается, что представительницы прекрасного пола всегда обходят мужчин во владении языками и их освоении. Проведенные нами наблюдения показали, что это далеко не так - в первый год жизни мальчики-младенцы быстрее начинают издавать звуки, похожие на речь, и при этом они обладают большим "словарным запасом", - заявил профессор университета Мемфиса (США) Кимбро Оллер, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Профессор Оллер и его коллеги пришли к такому выводу в ходе наблюдений, изначально нацеленных на изучение того, как развиваются простейшие языковые навыки у младенцев и того, и другого пола. В ходе этих опытов ученые изучили то, как и когда 5,9 тыс. младенцев начали издавать звуки, похожие на слова, и как много подобных сигналов содержал их "словарь" в первые два года жизни.

Для этого ученые выдали родителям этих детей звукозаписывающие устройства, которые постоянно фиксировали все вырабатываемые младенцами звуки. В общей сложности, исследователи получили свыше 450 тыс. часов подобных звукозаписей, содержимое которых исследователи проанализировали при помощи созданных ими алгоритмов звукоанализа.

Разные траектории развития мальчиков и девочек

Последующий анализ полученных этой программой данных показал, что младенцы-мальчики изначально опережали девочек в уровне языкового развития. В среднем, они на несколько недель или месяцев раньше начинали издавать звуки, похожие на слова, и при этом они на 10% чаще их произносили, а их "словарный запас" при этом был на 24% больше.

Данная ситуация радикальным образом менялась к середине второго года жизни - к этому времени девочки догоняли мальчиков и к 20-24-му месяцам жизни заметным образом опережали их в числе "слов", которые они произносили каждую минуту. С чем связаны эти различия, ученые пока не могут сказать, однако они сомневаются в том, что они могли быть порождены различиями в уровне активности детей и тем, как они общались с родителями и нянями.

На это, в частности, указывает то, что ученым не удалось зафиксировать существенных различий в том, как много слов матери и няни говорили в присутствии мальчиков и девочек, а также в том, как часто сами дети и того, и другого пола проявляли активность и пытались привлечь к себе внимание взрослых. По этой причине исследователи предполагают, что эти расхождения в траектории языкового развития носят эволюционную природу.

"Мы предполагаем, что это связано с тем, что мальчики значительно чаще умирают в первый год жизни, чем девочки. Учитывая огромное число таких смертей в прошлом, эволюция могла подтолкнуть мальчиков в сторону раннего появления у них способности оповещать родителей о своем состоянии. Ко второму году жизни это эволюционное давление ослабевает, в результате чего темпы языкового развития выравниваются", - подытожили профессор Оллер.

По материалам сайта ТАСС


Возврат к списку