Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
16.04.2023

Языковые трудности могут развиваться у аутистов при низком объеме серого вещества мозга

Российские и американские нейрофизиологи выяснили, что языковые нарушения и трудности с освоением языка чаще всего возникают у детей-аутистов в том случае, если для них характерен относительно низкий объем серого вещества мозга и повышенная извилистость височных и лобных долей коры. Об этом сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Объем серого вещества был значительно ниже у детей с аутизмом, а извилистость их коры оказалась повышена. Анализ показал, что языковые навыки зависели от толщины серого вещества и извилистости регионов коры головного мозга, критично вовлеченных в речевую деятельность. К таким областям относят участки височных и лобных долей коры головного мозга", - говорится в сообщении.

По данным ВОЗ, расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у примерно каждого сотого ребенка на Земле, при этом число пациентов ежегодно растет на 13%. Сегодня ученые связывают его развитие как с генетическими факторами, так и с различными особенностями микрофлоры, процесса воспитания и другими условиями окружающей среды, где растет ребенок.

Группа российских и зарубежных нейрофизиологов под руководством Вардана Арутюняна, научного сотрудника Исследовательского института изучения детей в Сиэтле (США), заинтересовалась тем, существуют ли отличительные особенности в структуре мозга детей-аутистов, страдающих от различных трудностей в освоении языка.

Особенности устройства мозга аутистов

В эксперименте участвовали 36 детей в возрасте от 8 до 14 лет: 18 детей с расстройствами аутистического спектра и столько же типично развивающихся детей, по 13 мальчиков в каждой группе. Мозг участников просканировали с помощью структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Также с помощью поведенческого тестирования оценивались языковые навыки ребенка.

Ученые обнаружили, что объем белого вещества в разных регионах мозга у детей был схожим, тогда как объем серого вещества у детей с РАС был несколько ниже. При этом исследователи выяснили, что уровень извилистости коры детей-аутистов был в целом выше, чем это характерно для их сверстников из контрольной группы.

Последующее сопоставление этих данных с языковыми навыками детей показало, что проблемы с их развитием чаще всего возникали у тех детей-аутистов, для которых была характерна относительно низкая толщина серого вещества мозга, а также самый высокий уровень извилистости височных и лобных долей коры, непосредственно связанных с речевой деятельностью.

"Наши результаты противоречат теории о том, что раннее атипичное развитие мозга у детей с аутизмом нормализуется к среднему школьному возрасту. Для того чтобы ответить на вопрос, в каком возрасте восстанавливается нервная система, необходимо продолжать изучать детей с аутизмом не только младшего, но и школьного возраста, а также взрослых", - подытожила младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Москва) Алина Миннигулова, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

По материалам сайта ТАСС


Возврат к списку