Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
25.02.2023

В структуре связей в мозге мальчиков и девочек нашли серьезные различия

Американские нейрофизиологи впервые проследили за изменениями в структуре мозга мальчиков и девочек по мере их взросления, что позволило им раскрыть существенные половые различия в характере развития и в структуре связей в их мозге, а также подтвердить расхожее представление о том, что нервная система девочек развивается быстрее. Выводы ученых были опубликованы в статье в журнале JAMA Network Open.

"Мы раскрыли существенные различия в том, как развивается мозг мальчиков и девочек начиная с десятого года жизни. В частности, у девочек наблюдается более высокая плотность связей между нейронами в ключевых узлах сети пассивного режима работы мозга внутри коры задней части поясной извилины, а также более высокая плотность белого вещества между корой и полосатым телом мозга", - говорится в исследовании.

Многие биологи считают, что устройство и работа мозга мужчин и женщин сильно различается в силу нескольких эволюционных причин. В частности, семь лет назад американские ученые показали, что некоторые отделы мозга у мужчин обмениваются сигналами не так, как это делают аналогичные регионы нервной системы у женщин, а позже они обнаружили, что их мозг по-разному реагирует на боль.

Группа американских нейрофизиологов под руководством Норы Волков, директора Национального института изучения наркотической зависимости в Бетесде (США), провела первое масштабное исследование, посвященное изучению того, как меняется структура мозга мальчиков и девочек по мере их взросления.

Итоги исследования и наблюдений

В рамках этих наблюдений участвовало 8,9 тыс. детей в возрасте 9-10 лет, чьи родители согласились на периодические обследования состояния мозга их сыновей и дочерей при помощи магнитно-резонансного томографа. В ходе этих замеров ученые отслеживали то, как меняется структура белого и серого вещества мозга по мере взросления детей, а также сравнивали наборы самых частых возрастных сдвигов в устройстве нервной системы у представителей разных полов.

Последующий анализ этих данных показал, что траектории развития мозга девочек и мальчиков сильно различаются, а также он указал на принципиально разный характер формирования связей между разными регионами их мозга. В частности, ученые выявили большие различия в устройстве и скорости созревания так называемой сети пассивного режима работы мозга, особой цепочки взаимодействующих регионов центральной нервной системы, которая проявляет активность при бездействии человека.

Как правило, для девочек была характерна более высокая плотность связей между нейронами в этой сети, а также повышенная плотность белого вещества в связанных с ней регионах мозга. По мнению Волков и ее коллег, это отражает то, что мозг девочек и девушек в среднем быстрее взрослеет, чем это делает нервная система мальчиков и юношей. Аналогичные закономерности ученые выявили при сопоставлении степени "взрослости" мозга и уровня интеллектуального развития детей.

Открытие этих различий в характере развития мозга у девочек и мальчиков, как считают Волков и ее коллеги, объясняет существование возрастных различий в когнитивных способностях школьников и школьниц. Дальнейшие наблюдения за развитием мозга детей и подростков помогут понять, когда закладываются эти различия и как именно они возникают, подытожили нейрофизиологи.

По материалам сайта ТАСС


Возврат к списку