Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
09.10.2022

Гормон окситоцин стимулирует восстановление сердечной ткани

Молекулярные биологи из США выяснили, что молекулы гормона семейного счастья окситоцина благотворно воздействуют на сердечную мышцу и запускают в ней регенерационные процессы в случае ее повреждения. Выводы ученых опубликованы в журнале Frontiers in Cell and Developmental Biology.

"Мы показали, что нейропептид окситоцин способен запускать процессы восстановления в культурах человеческих кардиомиоцитов и в поврежденных сердцах рыб даниорерио. Это открывает дорогу для создания новых терапий по регенерации сердечной ткани в теле человека", - сообщил доцент университета штата Мичиган в Ист-Лэнсинге (США) Айтор Агирре, чьи слова приводит пресс-служба журнала.

Окситоцин - гормон, который вырабатывается организмом людей и животных при общении с партнером или при выращивании потомства. Изначально ученые считали, что он отвечает исключительно за включение "программы материнства" и отношения между полами, однако впоследствии они обнаружили, что гормон воздействует на многие другие аспекты поведения людей и животных, в том числе на их доверчивость и подверженность действию алкоголя.

Ученые обнаружили, что окситоцин один из самых эффективных и сильных стимуляторов процесса регенерации сердечной мышцы. Ученые пришли к такому выводу в ходе экспериментов на рыбах даниорерио (Danio rerio), в ходе которых исследователи повреждали сердце животных при помощи жидкого азота и наблюдали за его последующей регенерацией.

Гормональная регенерация сердца

В рамках наблюдений ученые не только отслеживали изменения в состоянии и работе сердечной мышцы, но и регулярно забирали пробы биологически активных молекул из окрестностей поврежденного региона органа. Анализ проб указал, что в них присутствовали высокие концентрации окситоцина.

Последующие наблюдения показали, что доля этого гормона выросла в теле даниорерио примерно в два десятка раз, что сопровождалось активизацией стволовых клеток, формированием новых кардиомиоцитов и их миграцией в ту точку, где была повреждена сердечная ткань. Чем выше была концентрация окситоцина, тем быстрее протекал процесс регенерации сердца.

Открыв этот феномен, ученые проследили за тем, что произойдет, если повысить концентрацию окситоцина в культурах, состоящих из смеси человеческих стволовых клеток и кардиомиоцитов. Эти опыты показали, что гормон счастья действительно стимулирует формирование новых телец сердечной ткани, причем это не происходит в том случае, если заблокировать работу клеточных рецепторов, отвечающих за считывание молекул окситоцина.

Подобные результаты опытов, как считают Агирре и его коллеги, дают надежду на то, что ученые уже в ближайшее время смогут разработать терапию на базе окситоцина или похожих на него веществ, которые будут стимулировать регенерацию сердца у людей, переживших тяжелые повреждения сердечной мышцы. Это позволит спасти жизни огромного числа больных, подытожили исследователи.