Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
06.08.2022

Первую детскую вакцину от вируса RSV успешно протестировали на мышах

Международный коллектив биологов разработал первую детскую вакцину от респираторного синцитиального вируса (RSV), возбудителя опасной респираторной инфекции, и успешно проверил ее в действии на новорожденных мышах. Работа опубликована в журнале Nature Communications. Об этом во вторник сообщила пресс-служба Детского госпиталя Бостона (BCH).

Респираторно-синцитиальный вирус - один из возбудителей простуды. В тяжелых случаях инфекция протекает с пневмонией и другими осложнениями. Чаще всего он поражает маленьких детей и пожилых людей. Обычно первые симптомы болезни проявляются через 4-6 дней после заражения, они возникают постепенно, а не одновременно. Среди них: температура, насморк, лихорадка, плохой аппетит, кашель и хрипы. Ни лекарств, ни вакцин, защищающих от болезни, не существует, а терапия направлена на борьбу с симптомами и поддержку организма.

Исследователи отмечают, что отсутствие прививок от RSV связано с остановкой разработки педиатрической вакцины в 1966 году после гибели нескольких детей. Они умерли из-за того, что экспериментальный препарат не только не защитил их от развития ОРВИ, но и усилил инфекцию.

Ученые разработали первую детскую вакцину от вируса RSV и продемонстрировали эффект от нее в опытах на новорожденных мышах. Основой для ее создания послужила комбинация из двух адъювантов (веществ, усиливающих действие вакцин), открытых еще в 2016 году во время эксперимента с иммунными клетками новорожденных детей.

Эти вещества активируют рецепторы врожденной нервной системы TLR7/8 и Mincle, присутствующие на поверхности иммунных клеток младенцев. Их включение заставляет тельца взаимодействовать с антигенами и формировать антитела к ним с минимальным риском развития опасных реакций, способствующих развитию воспалений и усилению инфекции. Биологи предположили, что эта особенность адъювантов позволяет использовать их в качестве основы для безопасной детской вакцины от RSV.

Ученые подготовили набор копий тех фрагментов оболочки вируса RSV, с которыми обычно соединяются антитела, и ввели их комбинацию с адъювантами внутрь жировых наночастиц, способных проникать в иммунные клетки. Работу этих наноструктур проверили на нескольких новорожденных мышах.

Наблюдения показали, что экспериментальная вакцина от вируса RSV защитила грызунов от повторного заражения и не вызывала смертельно опасных побочных эффектов. Это, как надеются исследователи, открывает дорогу для испытания вакцины на других модельных животных.