Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
02.08.2022

Раскрыта история эволюции герпеса

Палеогенетики впервые восстановили геномы сразу нескольких древних вирусов герпеса, один из которых поражал людей, живших на территории современной России в эпоху античности. Расшифровка его ДНК раскрыла историю эволюции герпеса, сообщила в среду пресс-служба Кембриджского университета.

"Герпес поражает всех приматов, что говорит о том, что люди страдают от этого вируса как минимум с того времени, когда наши предки покинули Африку. Мы обнаружили, что примерно пять тысяч лет назад произошло некое событие, которое позволило одному штамму вытеснить все остальные вариации герпеса", - заявила научный сотрудник Кембриджского университета (Великобритания) Кристиана Шайб, ее слова приводит пресс-служба вуза.

Вирусы герпеса (HSV-1 и HSV-2) относятся к числу самых распространенных инфекций, поражающих человека. По текущим представлениям ученых, эти патогены сопровождают человечество фактически с первых дней его существования. В частности, пять лет назад генетики выяснили, что первые штаммы этого патогена начали поражать представителей рода Homo примерно 1,5-3 миллиона лет назад, когда предок HSV-1 и HSV-2 "перепрыгнул" межвидовой барьер между древними людьми и шимпанзе.

Шайб и ее коллеги, в том числе российские исследователи из Удмуртского государственного университета в Ижевске, раскрыли новейшую историю эволюции герпеса в рамках масштабного палеогенетического проекта, нацеленного на поиски фрагментов ДНК этого патогена в останках древних людей.

Генетическая история герпеса

В рамках этого исследования они изучили около трех тысяч образцов зубов древних людей, живших в разных регионах Евразии в промежутке между III и XVII веками нашей эры. Палеогенетикам удалось обнаружить обрывки ДНК вируса герпеса в зубной ткани лишь четырех людей, в том числе двух средневековых жителей Англии, а также древних обитателей современных Нидерландов и России.

Особый интерес, как отмечают ученые, представляли фрагменты генома вируса HSV-1, извлеченные из останков древнего человека, который жил около 1500-1700 лет назад в окрестностях села Неволино в Пермском крае. Изучение генома этого вируса и его сравнение с современными вариациями HSV-1 позволило ученым раскрыть детальную историю эволюции вируса герпеса в последние пять тысяч лет.

В частности, ученые обнаружили, что все существующие разновидности вируса герпеса связаны с одним древним штаммом, который появился 4,68-5,65 тыс. лет назад и быстро вытеснил все остальные вариации этого патогена. С чем это было связано, исследователи пока не могут сказать, однако они предполагают, что причиной этого стало появление обычая целоваться с другими людьми.

По словам Шайб и ее коллег, в пользу этого свидетельствует то, что античные хроники сообщают о возникновении подобных традиций на востоке Евразии примерно в то же время, когда появился прародитель современных штаммов HSV-1. Последующие раскопки и изучение останков в этих регионах, как надеются палеогенетики, помогут проверить и подтвердить эту теорию.