Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
08.10.2021

Структура активности мозга во время прослушивания рассказов оказалась фракталоподобной

Во время прослушивания коротких рассказов паттерн активности мозга человека приобретает фрактальную структуру. К такому выводу пришли американские ученые, статью которых опубликовал научный журнал Nature Communications.

"Мы проверили предположение о том, что умственная деятельность человека отражается на структуре и активности самых крупных сетей нервных клеток в мозге. Наши наблюдения за работой мозга добровольцев, которые слушали устную речь, подтвердили эту теорию. Это говорит о том, что фрактальные структуры играют важную роль в высшей нервной деятельности человека", – пишут исследователи.

На то, что мозг человека и других животных по своему устройству и характеру связей между отдельными нервными клетками похож на фракталы, ученые заметили уже давно. Пока они не могут сказать, как это влияет на способность человека мыслить и работу всей нервной системы.

В новой работе нейрофизиологи под руководством доцента Дартмутского колледжа (США) Джереми Мэннинга с помощью специального алгоритма изучили, как крупные и небольшие вспышки активности в мозге связаны друг с другом на разных пространственных масштабах, а также проследили за тем, и как они меняются со временем.

В ходе исследования 36 добровольцев слушали набор из коротких рассказов. Структура их части была обычной, в других ученые перемешали часть абзацев местами или же переставили значительную часть слов случайным образом. Во время прослушивания активность их мозга исследовали с помощью магнитно-резонансных томографов.

После прослушивания каждого отрывка Мэннинг и его коллеги просили добровольцев кратко пересказать суть каждого текста и при этом отслеживали, как менялся характер работы их мозга. Впоследствии нейрофизиологи объединили все эти данные и обработали их при помощи созданного ими алгоритма для поиска связей между разными цепочками нейронов и регионами активности.

Эти расчеты показали, что рисунок активности мозга при прослушивании обычных рассказов была максимально похожим на фракталы, которые состояли из четырех вложенных друг в друга самоповторяющихся структур. Перестановки абзацев и слов вносили в структуру фракталов значительные нарушения, выраженность которых четко отражало то, насколько хорошо добровольцы поняли смысл текста.

При этом нейрофизиологи обнаружили, что структура фрактальных сетей мозга в любой конкретный момент времени позволяет почти безошибочно понять, какую часть текста прослушивали добровольцы. В перспективе, это позволит ученым расшифровать то, как человеческое сознание декодирует поступающую информацию из разных органов чувств и областей мозга, а также объединяет эти наборы данных в целостные мысли, подытожили Мэннинг и его коллеги.