ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Ученые выяснили, как предсказать следующую эпидемию лихорадки Эбола
Следующая крупная вспышка лихорадки Эбола может произойти на территории Западной или Восточной Африки в ближайшие 40 лет из-за резкого роста перенаселенности, увеличения нагрузки на экосистемы и глобального потепления. Об этом заявляют британские эпидемиологи, опубликовавшие свои прогнозы в научном журнале Nature Communications.
"Риск возникновения следующей вспышки Эболы особенно высок в тех моделях, которые предусматривают значительное повышение температуры на планете и ухудшение кооперации между сопредельными странами. Мы надеемся, что наша модель поможет политикам справиться с этой угрозой", - прокомментировала один из авторов работы Кейт Джонс, генетик из Университетского колледжа Лондона.
До 1976 года ученые не знали о существовании вируса Эбола, считая его подвидом патогена, вызывающего Марбургскую лихорадку. После первой крупной вспышки лихорадки Эбола на берегу одноименной реки в Демократической Республике Конго (ДРК) вирусологи выделили ее возбудителя в отдельный вид и начали следить за его распространением по континенту.
В недавнем прошлом этот вирус не вызывал масштабных вспышек болезни, поражая десятки или сотни жителей отдельных деревень или городков экваториальной Африки. Крупнейшая эпидемия лихорадки, начавшаяся в 2013 году на западе континента, унесла жизни свыше 11 тысяч жителей Либерии и соседних с ней государств и заставила всех медиков мира обратить внимание на этот вирус и экстренно начать разработку вакцины.
Как отмечают авторы новой статьи, шесть лет назад вирус Эбола был очень слабо изучен. Только в 2015 году ученые создали препараты, которые позволяли оперативно определять его присутствие в биологических образцах, а вакцины от Эболы до сих пор проходят клинические испытания. Часть из них ученые успешно проверили на людях во время пика эпидемии еще до завершения всех этих проверок, получив на это беспрецедентное разрешение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Человек и природа
Джонс и ее коллеги попытались предсказать, когда и где произойдет следующая подобная вспышка лихорадки, учитывая те данные, которые были собраны в ходе прошлой эпидемии, и используя самые современные компьютерные эпидемиологические модели. В этих расчетах ученые опирались на то, что главным первичным источником вируса служат дикие животные, в том числе летучие мыши и крупные обезьяны. Первые разносят патоген на большие расстояния и заражают им фрукты и другие пищевые продукты, которые жители Африки собирают в лесах, а вторые - служат промежуточным звеном в распространении инфекции, поедая зараженных рукокрылых и становясь добычей для африканских охотников.
Дальнейшее распространение инфекции, в свою очередь, связано с тем, как плотно расселены люди, как часто они контактируют друг с другом, какие гигиенические процедуры распространены в тех регионах, куда проник вирус, а также с массой разных социально-экономических факторов. Все эти вещи, а также влияние климата и погоды на распространение вируса, включили в свою модель Джонс и ее коллеги.
Опираясь на эти идеи, ученые построили прогноз на будущее, просчитав 20 тысяч различных сценариев распространения Эболы по Африке в ближайшую половину века. Кроме того, ученые проверили работоспособность этой модели, попытавшись предсказать точку возникновения и масштабы последней эпидемии лихорадки, используя данные за 2013 год.
Последующие расчеты показали, что вероятность появления еще одной крупной вспышки лихорадки, сопоставимой по масштабам с эпидемией 2013-2016 гг., при неблагоприятном стечении обстоятельств вырастет почти в четыре раза. Катастрофические эпидемии, которые могут унести жизни более двух миллионов человек, будут происходить примерно раз в 42-43 года.
Подобные вспышки, как на то указывает модель, могут происходить не только на территории Конго, где вирус Эболы чаще всего вызывает вспышки инфекции, но и в некоторых странах Западной и Восточной Африки, в которых плотность населения очень высока, а качество здравоохранения пока остается на очеь низком уровне.
В группу риска, помимо ДРК, входят Нигерия, Гана, Руанда и Кения. Власти этих государств должны объединить свои усилия и коллективно работать над улучшением здравоохранения и гигиены, а также заранее создать запасы вакцин, чтобы избежать подобной судьбы в будущем, заключают ученые.
По материалам сайта ТАСС