ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
Музей ди Палаццо Поджи
Музей ди Палаццо Поджи (Museo di Palazzo Poggi)— это музей, который с уверенностью можно назвать самым интересным, познавательным и красивейшим в Болонье.
Первоначальной целью основания музея было собрать воедино все достижения и открытия в области астрономии, и затем представить их в хронологическом порядке. История коллекции началась в 1721 году, и размещалась она в старинном замке некоего Джованни Поджи. Ученые считают, что сам замок был возведен еще в XV веке, а владелец был редким поклонником наук и творческой личностью. Хозяин не мог ни писать, ни заниматься живописью, ни играть на музыкальных инструментах, поэтому восполнял эту пустоту коллекционированием творений других талантливых мастеров.
Музейный комплекс включает в себя следующие коллекции:
- Естественная история (Музей Улиссе Альдрованди, Коллекции Луиджи Фердинандо Марсили, Музей diluvianum Istituto delle Scienze);
- Анатомия и акушерство (Школа акушерства, Анатомические восковые фигуры Эрколе Лелли, Анатомические восковые фигуры Моранди и Манцолини, Анатомическая модель воска Клементе Сузини “Venerina”);
- Физика и химия (Свет и оптика, Электрическая физика);
- Военная архитектура (Наука об оружии. Луиджи Фердинандо Марсили (1658-1730), Военная архитектура);
- Библиотека;
- География и навигационная наука.
Вся экспозиция - это 15 комнат.
Улиссе Альдрованди (1522-1602) считают основателем современного естествознания. Он гордо заявлял, что его дом насчитывает коллекцию в 18000 различных естественнонаучных предметов и 7000 высушенных экземпляров растений, показанных в пятнадцатикратном размере.
Коллекция Естественной истории была одним из основных аспектов Института науки в Болонье, так как сочетала в себе «местные» учения со времен Уллиссе Альдрованди и новые европейские дисциплины.
Вершина коллекций состояла из экземпляров, собранных военным человеком и ученым, основателем Istituto delle Scienze (Институт науки) Луиджи Фердинандо Марсили, во время его многочисленных поездок по Европе.
Коллекция Марсили начиналась с окаменелостей и полезных ископаемых, затем включила в себя морские и наземные растения, а заканчивалась экземплярами животного мира.
У нас наибольший интерес вызвал зал - Школа акушерства.
До 1700-х годов практика принятия родов возлагалась на повитух, но в XVIII в. было решено превратить акушерство в официальную медицинскую практику.
В течение века искусство принятия родов стало предметом достойным преподавания хирургам и акушерам. Джованни Антонио Галли, профессор Школы Хирургии Болонского университета, открыл школу акушерства в Палаццо Поджи. Наука о родах там преподавалась по методу созданному Галли.
В музее можно увидеть совершенно фантастические анатомические восковые фигуры Эрколе Лелли, который был ответственен за внедрение первых восковых фигур. В октябре 1742 года, по запросу Папы Римского Бенедикта XVI, он представил свою коллекцию для анатомической комнаты Института. Это были восковые модели отдельных костей, восемь статуй людей в натуральную величину, с возможностью более детального изучения и послойного рассмотрения кожных покровов, мышечных слоев и скелета.
В отличие от производства Лелли, которое ограничивалось моделями костей и мышц, центр Моранди и Манцолини фокусировался на воспроизводстве из воска органов восприятия, мочеполовой и сердечно-сосудистой систем.
Блестящим образцом этой техники стала анатомическая модель из воска Клементе Сузини “Venerina”. Статуя предоставляет возможность увидеть муки молодой женщины в последний миг ее жизни. Грудная клетка и живот могут быть открыты, при этом открывая доступ для изучения других внутренних органов.
Музей очень интересен. В зале физики мы нашли прекрасный портрет Луджи Гальвани (первооткрывателя животного электричества), предметы и приборы из его лаборатории. Там же находится великолепная картина, на которой запечатлён эксперимент с лягушкой. Другие залы, не относящиеся напрямую к медицине, заслуживают внимания и оценки с точки зрения понимания уровня развития общества в Новое Время.