(1823—1904)
Французскому врачу Амбруазу Огюсту Льебо (Liйbeault Ambroise-Auguste) впервые пришла прогрессивная идея, и это важно подчеркнуть, массивного применения внушения в терапии.
Льебо разделял взгляд английского хирурга-офтальмолога Дж. Брэйда на гипноз как разновидность сна, но добавил существенное: гипноз — сон внушённый. Это означало, что физические факторы (прикосновения, наложение рук, пассы, фиксация взгляда и т.п.) оказывают гипнотическое действие уже потому, что несут идею сна. Это примитивное представление по тем временам было революционным. К сожалению, Льебо не был последователен в отстаивании своей идеи. Сначала он был сторонником чисто психической теории, в конце жизни он изменил свое мнение о природе агента внушения и признал, что существует и животный магнетизм, и именно он является физическим агентом внушения, то есть передаёт через прикосновение токи от одного человека к другому. Доктор Льебо, подобно Месмеру, верил в то, что магнетическая энергия переходит от врача к пациенту, поэтому он пользовался способом «наложение рук». При этом он не оставил метод гипнотического внушения, оказавшись, таким образом, в двойственном положении.
Стоит сказать, что и сегодня жива идея животного магнетизма. Гипнолог В.Л. Райков спустя 130 лет говорит о себе как об основоположнике лечения касанием руки, что на самом деле представляет собой форму тактильного гипноза. Прикосновением исцелял еще Иисус Христос, а за ним многие короли.
Биография Льебо не изобилует из ряда вон выходящими событиями. Он родился 16 сентября 1823 года в деревушке Favieres департамента Meurtheet Moselle, в крестьянской семье и готовился в священники, но провидению было угодно, чтобы он стал врачом. Его родители, уважаемые фермеры, определили его в небольшую семинарию, очень надеясь, что он станет священником. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он внушил себе и убедил своих учителей, что лишен таланта священника. В возрасте двадцати одного года, получив хорошее среднее образование, он отправился изучать медицину в Страсбургский университет.
В 1848 году, сразу после окончания медицинского факультета, Льебо выиграл конкурс и был назначен интерном. 7 января 1850 года, защитив диссертацию «Etude sur la desarticulation femoro — tibiale» («Тезисы о тазобедренном смещении»), он получил степень доктора медицины и переселился в небольшую деревушку Пон-Сен-Венсан, расположенную в 13 км от города Нанси, где открыл бесплатную клинику.
Сначала ее посещали лишь некоторые бедняки, но мало-помалу, когда за ним установилась репутация искусного целителя, появилась большая и разнообразная практика. Он занимался акушерством, лечением переломов костей, удалял зубы и т.д. Добившись материальной независимости, Льебо энергично берется за новую терапию — внушение, с которой познакомился в 1864 году из работ английского врача Дж. Брэйда, автора термина «гипноз».
Внедрение этой практики в медицину проходило отнюдь не гладко. Когда он предложил страдавшей конвульсиями девушке испробовать гипноз, ее отец был категорически против, считая, что «сие кощунственно, ибо связано с колдовством». Льебо не смутила неудача. Чтобы привлечь больных к лечению гипнозом, он предлагает делать это бесплатно. В противном случае они должны платить обычный гонорар, а также оплачивать лекарство, содержание в клинике и тому подобное. Нашлись страдальцы, готовые рискнуть, а заодно и сэкономить. Это позволило Льебо развивать новое направление в медицине. Надо сказать, что в течение 10 лет суетливой сельской практики Льебо умудрялся находить время, чтобы вести и научную работу.
Доктор Льебо, как и аббат Фариа, для индукции гипноза сначала не прибегал ни к пассам, ни к прикосновению, ни к действию взгляда, ни к другим приемам магнетизеров. Он вызывал гипноз одним словом: «Спать!» При этом он любил поглаживать детям голову ото лба к затылку, повторяя: «Все хорошо. Ты спокойно уснёшь, а когда проснёшься, будешь чувствовать себя лучше и лучше». Лица взрослых заключал в свои руки; старикам мягко гладил руку или утешающе похлопывал по плечу, повторяя: «Успокаивающий сон подходит. Я закрою ваши уставшие веки, и наступит сон». Помимо этого он держал руки пациентов в своих больших, теплых любящих руках, на первый взгляд неловких, убеждая их ни о чём другом не думать, только о сне и исцелении.
Льебо считал гипнотизирующим фактором не физическое воздействие (пассы, фиксация на блестящем предмете), а психологический процесс: идею, словесное внушение. Он утверждал, что вызванные магнетическими и гипнотическими приёмами (Брэйда) исцеления не являются результатом таинственного флюида или физических изменений, а зависят от действия внушения.
В 1864 году Льебо покупает угловой дом в два с половиной этажа и переселяется в Нанси на 4‑ю улицу Бель-Вю. К дому примыкает небольшой садик с зелёной лужайкой и щебёночной дорожкой, где он проводит много времени, копаясь в земле. В какой-то момент Льебо почувствовал, что готов открыть частную практику, для чего принимает решение прослушать курс лекций по психологии. Это совпало с периодом, когда его концепции «устного внушения» и «навеянного сна» начали пользоваться признанием в Европе. Однако даже при этих благоприятных событиях зажиточные слои горожан все равно избегают прибегать к его помощи, так как применяемая им форма лечения по-прежнему считается неприличной. Не пригласили его преподавать и на медицинский факультет Нансийского университета.
Получив громадный опыт лечения пациентов внушением, он пишет книгу «Du sommeil et des йtats analogues considйrйs surtout au point de vue de l`action du moral sur le physique. Paris, Masson» (1866) («О сне и аналогичных состояниях, рассматриваемых преимущественно с точки зрения воздействия психики на тело»). Книга не имела успеха — был продан лишь один экземпляр. Она не только не вызвала никакого интереса у врачей, более того — встретила презрительное отношение в ортодоксальных медицинских кругах.
В марте 1867 года, когда в Париже состоялся первый Международный медицинский конгресс, в «Медико-психологических анналах» этого симпозиума был помещен отзыв знаменитого французского невропатолога и психиатра А. Фовилля (1799—1878), где Льебо прямо обвинялся в ретроградстве: «Физиология, какой она предстает в книге г-на Льебо, не имеет ничего общего с той, что ведет сегодня медицину по пути прогресса… Мы никак не можем согласиться с методом лечения, за который он ратует».
После двадцати пяти лет ожиданий и переживаний, а также изнурительной работы Льебо окончательно переселился в родную деревню. В свои шестьдесят пять лет он выглядел крепким мужчиной с поредевшими волосами, короткой белой бородой и усами, со лбом, прорезанным морщинами, с огрубевшим, опаленным солнцем лицом сельского жителя. Лицо его отражало противоречивые чувства: радость ребенка и властность священника, простоту и серьезность, мягкость и внушительность.
В журнале «Обозрение гипнотизма» за 1866 год Льебо в двух номерах публикует пространную статью «Исповедь врача-гипнотизера», в которой обобщает итоги своей 25‑летней практики в области гипнотерапии. Опыт огромен — 7500 больных, из которых некоторые получили несколько десятков сеансов лечебного гипноза, 19 случаев удаления зубов при помощи суггестивной аналгезии. На основании столь большого материала Льебо с уверенностью приходит к выводу о большой терапевтической ценности гипноза. В своей примечательной книге «Терапия внушением, ее механизмы» Льебо говорит: «В настоящее время, когда люди науки отдают себя изучению гипнотизма и другим состояниям, ему подобным, которые демонстрируют силу влияния психического на физическое, любительские сеансы не имеют смысла, равно как призывы к уничтожению этой столько раз проклятой науки. Эти призывы теперь уже никогда не вызовут эхо, поскольку настоящие ученые занялись ею. Уже противники, которые презирали ее вчера, признают ее сегодня, и это также истинно, как опасно; завтра, вынужденные к последнему отступлению, они, быть может, опять провозгласят гипнотизм бесполезным до тех пор, пока пристыженные и побежденные доказательствами, они будут вынуждены восхищаться им за тот свет знаний, которым он озарит психологию, медицину, право, философию, религию, историю и многое другое, в том числе и их самих». И он оказался провидцем.
Дядюшка Льебо — так его звали пациенты — прожил долгую жизнь, 82 года. До последних дней своей жизни он скромно жил в маленьком домике, который построил, как он говорил, «из камней, которые его собратья бросали в его огород». 17 февраля 1904 года в этом домике он и умер глубоким стариком, окруженным общим почетом и даже благоговением.
Время все расставило по своим местам: внушение стало исходным пунктом учения Нансийской школы, которой под руководством Ипполита Мари Бернгейма суждено было сыграть решающую роль в истории гипноза. Стараниями Бернгейма месмеризм, или, как его в дальнейшем именовали, гипнотизм, окончательно превратился в подлинную науку и занял подобающее место в медицине. Против особых форм заболеваний, неврозов, вызванных сдвигом в мышлении, воздействующим на беззащитное тело, появился новый инструмент в скудном наборе терапии. Усилиями Бернгейма, по выражению Льебо, «столько раз проклятая наука о внушении» получила права гражданства.
На конгрессе французской ассоциации медиков, состоявшемся 18 августа 1886 года в Нанси, несколько заседаний было посвящено сообщениям о гипнотизме. Когда выступил профессор Ж. Льежуа и рассказал о подвижнической роли Льебо, раздался гром рукоплесканий, собравшиеся стоя чествовали того, кто в течение четверти века, осмеянный коллегами, жил вне медицинского мира отшельником, среди бедняков, проводя свои исследования, которые заняли, наконец, подобающее место в науке.