Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
От зубоврачевания - к стоматологии

Во второй половине IX века на территории антских племен и восточных славян образовалось могучее феодальное государство, Киевская Русь, игравшее выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. Важной составной частью феодальной надстройки в конце X-XI вв. было христианство, которое приняло врачевание под свое покровительство.

Зубоврачевание, истоки которого отмечены на самых ранних стадиях развития общества, длительное время было ремеслом, которым владели народные врачеватели – лечцы и врачеватели-профессионалы – лекари.

Во времена язычества при веровании в высшие силы главными способами лечения были молитвы, заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры были истинными корнями русской народной медицины.

С принятием христианства (с 988 г.) народные верования не исчезли, а сохранились до наших дней в виде так называемой народной медицины. С христианством появились святые, которые защищали людей от болезней и исцеляли их. Единственным святым, который помогал при зубных болезнях, был Святой Антипа. Известна молитва на «исцеление зубов», в которой и упоминается этот святой. Травники и лечебники, которые появились с зарождением письменности, были обобщением опыта народных врачевателей, в том числе врачевателей, исцеляющих зубную боль.

С образованием Московского государства, особенно с начала XVI века, были предприняты первые попытки организации медицинского дела. В 1520 г. состоялось открытие Аптекарской палаты, а в 1620 г.- Аптекарского приказа, высшего государственного медицинского учреждения, ведавшего всеми медицинскими делами государства: работой временных госпиталей, аптеками, светскими больницами и организацией первой Лекарской школы (1654).

Сведения о челюстно-лицевых ранениях военного времени появились в XVII веке.

В Аптекарский приказ направлялись списки пострадавших с указанием характера ранения, вида оружия, применяемого во время военных действий. Военных врачей в то время не было, но хирургические операции получили довольно широкое распространение, особенно в связи с необходимостью оказывать помощь раненым.

В документах Аптекарского приказа за 1692 г. сохранилась опись медицинских инструментов, по которой можно судить о характере хирургических вмешательств: «ланцеты кровопущаные», «клещи», «буравы», «ножницы двойные, что раны разрезывают», «пилы, что зубы трут».

В армии были нередки случаи заболевания цингой, для лечения которой предлагалось всем чинам в военных гарнизонах раздавать противоцинготные средства: солод, пиво, винный уксус, сбитень.

В XVII в. при заболеваниях зубов медицинскую помощь оказывали народные врачеватели (мастера), лекари, подлекари, зелейники, травники, зубоволоки, а также цирюльники из числа иностранцев. «Зубоволоки» умели накладывать на «червоточину» в зубах пломбы, укреплять зубы проволочными «шинами», удалять зубы. Для этого у них имелись «пеликаны», «ключи» (козья ножка), «дандагма» (разновидность средневековой одонтагры). [1]

Прогрессивную роль в укреплении централизованного феодального государства в XVIII в. сыграли реформы Петра 1, значительное место в которых было уделено медицинскому делу: открытие постоянных госпиталей (1706 г.), госпитальных школ (1707 г.), Медицинской канцелярии (1716 г.), вместо Аптекарского приказа, преобразованной в 1763 г. в Медицинскую коллегию.

Госпитальные школы, открытые на базе госпиталей, были настоящими высшими учебными заведениями. В 1710 г. Н.Л.Бидлоо, первый руководитель госпитальной школы в Москве, написал труд «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре», в котором есть раздел, посвященный зубоврачеванию, где дана анатомия челюстно-лицевой области, представлены методы хирургических вмешательств, перечисляются инструменты для проведения операций на голове, губах, деснах, языке.

Среди анатомических препаратов, имеющихся в госпитальных школах, встречались и образцы с патологией зубочелюстной системы.

Сам Петр 1 интересовался медициной и постоянно носил при себе два набора инструментов: матема­тический и хирургический (в последнем находился «пеликан» и щипцы для удаления зубов).

Посещая Голландию (1698 и 1717 гг.), он приобрел анатомическую коллекцию анатома Ф.Рюйша, положив начало фондам первого русского музея – Кунсткамеры (ныне Музей антропологии и этнографии в С.-Петербурге), в котором хранится «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». В коллекции содержится 73 зуба, удаленных лично Петром I.

Зубоврачеванием в XVIII в. занимались дантисты, цирюльники, знахари и лекари, выпускники госпитальных школ. В 1710 г. в России было введено звание «зубной врач». Дантисты обучались путем ученичества, а для получения звания «зубной врач» им необходимо было сдать экзамен в Медицинской канцелярии, или в Медицинской коллегии, в университете, а позднее - в Медико-хирургической академии.

В 1755 г. был открыт Московский университет с медицинским факультетом при нем (1764 г.), который сыграл выдающуюся роль в деле подготовки медицинских кадров, кроме зубоврачебных.

В 1809 г. впервые начал издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в области медицины, в том числе и зубоврачевания (всего в нем числилось 18 дантистов). Первым в этом списке значится Илья Лузгин, которого, видимо, следует считать «одним из первых зубных врачей в России». В 1810 г. были изданы «Правила об экзаменах» медицинских чиновников, которыми было введено звание «зубной лекарь», вместо прежнего - «зубной врач». Лекари, выпускники госпитальных школ, медико-хирургических училищ, Медико-хирургических академий, университета имели право лечить все болезни без исключения и производить все операции. Для занятия зубоврачебной практикой они не нуждались в дополнительном дипломе дантиста.

Помимо лекарей, выпускников госпитальных школ и университета, в России готовились кадры среднего медицинского персонала - фельдшеры и цирюльники.

Фельдшеры обучались в фельдшерских школах (1741г.), где они изучали не только анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы, но и осваивали элементы зубовра­чебной практики: оказание помощи при вывихе нижней челюсти, перело­мах челюстей, при зубной боли, при удалении зубов.

Цирюльники обучались у полковых лекарей, в госпиталях и больницах. Цирюльники должны были уметь проводить операции в малой хирургии (удаление зубов относилось к малой хирур­гии).

Кроме дипломированных цирюльников, было много иностранцев, которые не имели не только медицинского, но и общего образования. Хотя медицинская практика для таких лиц была запрещена в 1721 г., мно­гие из них, из корыстных побуждений, обходили этот запрет.

Строгого разделения на «дантистов» и «зубных лекарей» не было. Дантисты и зубные лекари обучались путем ученичества у таких же неопытных дантистов и зубных лекарей, в основном за границей.

С 1838 г. обучение дантистов путем ученичества стало распространяться и в России.

Для получения зубоврачебной практики в России зубным врачам и дантистам необходимо было сдать соответствующий экзамен при наличии свидетельства об ученичестве (по правилам 1838 г.). До 1808 г. экзамен принимали в С.-Петербурге и в Москве. С 1808 г. Медико-хирургические академии и университеты всей России получили право принимать экзамены и присваивать соответствующие медицинские звания, в том числе «зубной лекарь». Экзамен принимали по анатомии челюстей, зубов, болезням зубов и лекарственным веществам, применяемым в зубоврачебной практике. Кроме того, необходимо было сделать несколько зубоврачебных операций и уметь вставлять искусственные зубы. Только после этого выдавалось разрешение на тот, или иной вид зубоврачебной практики на территории России.

Большое значение для подготовки русских лекарей, владеющих обширными знаниями в области зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии, имели первые пособия на русском языке..

Главный хирург С.-Петербургского адмиралтейского госпиталя М.И.Шеин перевел с латинского языка на русский «Основательные настав­ления хирургические» (1761 г.) Захария Платнера. Профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812) сделал перевод с немецкого учебника И.Ф.Шрейбера «Руководство к познанию и врачеванию болезней человеческих наружных и внутренних» (1781 г.), а также перевел книгу И.И.Пленка «Врачебное наставление о любострастных болезнях» (1790 г.). Выдающийся деятель отечественной медицины А.Г. Бахерахт (1724-1806) издал монографию «Практические рассуждения о цинготной болезни» (1786 г.). Из защищенных диссертаций на зубоврачебные темы в XVIII в. можно назвать диссертацию Якова Европеуса «О скорбуте» (1765 г.), диссертацию М.С.Крутеня «О жевании» (1765 г.).

В первой половине XIX в. наука в России, в том числе и медицинская, начала бурно развиваться. Зубоврачевание, в основном, формировалось в рамках хирургии, поэтому сведения по вопросам зубоврачевания содержатся в лите­ратуре этого профиля.

Особую роль в развитии медицины, в том числе и зубоврачевания, в первой половине XIX в. сыграли С.-Петербургская Медико-хирургическая академия и Московский университет, в которых зародились первые в России научные медицинские школы: анатомическая школа П.А.Загорского и хи­рургическая школа И.Ф.Буша.

Эти школы воспитали целую плеяду талантливых хирургов, крупнейших ученых, прославивших отечественную медицину. Большой вклад в развитие зубоврачевания внесли выпускники этих школ П.А.Загорский, И.В.Буяльский, И.Ф.Буш, Н.И.Пирогов и др.

Велики заслуги И.В.Буяльского (1789-1866) в анатомии, хирургии, а также и в зубоврачевании.

Большой интерес представляют его «Анатомико-хирургические таблицы», в которых представлена техника проведения многих операций, в том числе и зубоврачебных. Им впервые в России была сделана операция односторонней резекции верхней челюс­ти по поводу новообразования, а также пластическая операция: восстановление нижней губы из кожи подбородка.

Н.И.Пирогов (1810-1881) - гениальный уче­ный, хирург и анатом, исследования которого положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии, военно-полевой хирургии и хирургической анатомии, соединив анатомию с физиологией и другими науками. Он первым среди отечественных ученых выступил с идеей пластических операций, обосновав важность проведения этих операций на лице, обеспечи­вающих не только ликвидацию физических недостатков, но и нормализа­цию психических и физиологических сторон жизнедеятельности человека. Николай Иванович сформулировал основные законы трансплантации. За 20 лет (с 1836 по 1856 гг.) Н.И.Пирогов сделал около 40 ринопластик, в то время как во всем мире до 1836 г. было известно лишь о 71 таких операций.

Популяризация Н.И. Пироговым зубоврачебной тематики среди врачей способствовала повышению у них соответствующих знаний и по­буждала к занятию практическим зубоврачеванием. В 1841 г. Н.И.Пиро­гов сделал сообщение «О резекции верхней челюсти по поводу кариеса с неблагоприятным исходом», в котором поделился своим опытом хирургического лечения остеомиелита верхней челюсти. В 1850 г. он доложил мате­риалы по теме: «Операция рака гайморовой пещеры».

За время работы в клинике госпитальной хирурги Н.И.Пирогов сделал более 130 зубоврачебных операций (не считая удалений зубов). В 1855 г. была опубликована работа ученого «Рак нижней губы», в которой были приведены результаты подробного патолого-анатомического исследования эпителиального рака нижней губы и описаны хирургиче­ские методы лечения этого заболевания. Исполняя обязанности управляющего С.-Петербургским заводом во­енно-врачебных заготовлений (бывшая «инструментальная изба», открытая Петром I), Н.И.Пирогов создал различные типы хирургических на­боров, которые содержали также инструменты для челюстно-лицевых опера­ций, зубоврачебный инструментарий. Даже батальонные наборы Н.И.Пи­рогова включали зубной ключ с тремя и двумя винтами и рукояткой, щип­цы зубные кривые и козью ножку. По заказу Н.И.Пирогова был сделан ранец с хирургическими инструментами, куда входили зубной ключ, аппарат для перевязки переломов нижней челюсти, Т-образная головная повязка, повязка лицевая, носовая и другие предметы.

Анатомическое понятие «треугольник Пирогова» известно каждому стоматологу, благодаря замечательному труду «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций», в котором Н.И.Пирогов описал доступ к язычной артерии, лежащей в треугольном пространстве.

Велика роль в развитии зубоврачевания в России и других ученых, так в 1838 году в отчете Медико-хирургической академии о 150 важнейших операциях, проведенных А.И.Овером, дается в частности описание 5 полных и частичных «отнятий» верхней и нижней челюстей.

В первой половине XIX в. появляется много печатных работ рядовых русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает труд A.M.Соболева «Дентистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены» (1829 г.). В предисловии к своей книге он пишет, что дентистика - это наука, один из разделов медицины.

В этом труде представлены все разделы зубоврачевания: терапия, хирургия, ортопедия и ортодонтия, а также освещены вопросы профилактики заболе­ваний зубов. Среди причин возникновения кариеса зубов автор выделял социально-экономические факторы, в то время как в Западной Европе господствовала узколокалистическая теория возникновения кариеса.

В это время появляется ряд переводных и оригиналь­ных работ по зубоврачеванию: в их числе перевод А.Никитиным (1821) с немецкого языка монографии К.Ф.Грефе по ринопластике, книги Б.Гана «Распознавание и лечение золотушной и английской болезни и трудного прорезывания зубов у детей» (1829 г.) и др.

За всю первую половину XIX в. в С.-Петербурге выдержали экзаме­ны и получили право на зубоврачебную практику всего 54 человека. Из них в 1829 г. - одна женщина, полька по происхождению, Мария Назон. Зубовра­чебную помощь, в основном, оказывали лекари. Зубные врачи обслуживали придворную знать, высшие учебные заведения и некоторые закрытые уч­реждения, они имели широкую частную практику, занимаясь, в основном, протезированием. Подлекари, лекарские помощники, фельдшеры и цирюльники производили малые операции, к числу которых относилась и экстракция зубов. Эта группа медицинских работников сыграла определен­ную роль в практическом зубоврачевании, так как, в основном, она обслужи­вала бедные слои городского, сельского населения и армию.

Для развития зубоврачевания во второй половине XIX в. большое значение имела деятельность хирургов Медико-хирургической академии: академика П.П.Заблоцкого-Десятовского (1816-1892), С.П.Коломнина (1842-1886), Н.А. Вельяминова (1855-1922), М.С.Субботина и др. В это время появились сообщения о производстве некоторых зубоврачебных операций: по уранопластике (Э.В.Каде, 1862г; К.Ф.Гепнер, 1886г.), операции на нижней челюсти по поводу рака (М.С.Субботин,1873 г.), операции волчьей пасти (М.С.Субботин,1894 г.).

Вопросам детского зубоврачевания много внимания уделял профес­сор Н.П.Гундобин (1860-1908).

В 90-х годах XIX века был защищен ряд диссертаций по вопросам зубоврачевания, в том числе диссертация А.К.Лимберга «Современная про­филактика и терапия костоеды зубов» (1891 г.), в которой впервые в мире был предложен метод плановой санации полости рта у детей, использованный позднее в практике советского здравоохранения.

На развитие зубоврачевания определенное влияние оказали диссертации: А.Х.Пандера «De dentium structure» (1856 г.), посвященная из­учению структуры зубных тканей, В.М.Антоневича «О реплантации и трансплантации зубов» (1885 г.), которая была первым оригинальным трудом не только в отечественной, но и в мировой литера­туре по данной проблеме.

Вопрос специального одонтологического образования в России привлекал внимание многих ученых, врачей, дантистов. Одни из них ратовали за открытие частных зубоврачебных школ (П.А.Синицын, И.И.Хрущов, Ф.И.Важинский), другие настаивали на открытии одонтологических факультетов при университетах (Н.В.Склифосовский, А.К.Лимберг, С.П.Коломнин, А.И.Кудряшов, Ф.А.Звержховский).

Неоценимый вклад в развитие как хирургии, так и зубоврачевания внес выдающийся хирург Н.В.Склифосовский (1836-1904). В 1879 г. в Москве на VI съезде русских естество­испытателей и врачей, по предложению Н.В.Склифосовского, единогласно было принято решение о создании самостоятельных клинических доцентур по зубным болезням. В 1885 г. на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н.В.Склифосовского при факультетской хирургической клинике была создана доцентура по одонтологии, руководить которой стал приват-доцент Н.Н.Знаменский (1856-1915). В 1894 г. медицинскому факультету Московского университета было разрешено проводить испытания лиц, окончивших зубоврачебные школы, на звание зубного врача.

В 1892 г. была открыта доцентура по зубным бо­лезням в Военно-медицинской академии С.-Петербурга. Ее основателем был приват-доцент П.Ф.Федоров. Создание и деятельность одонтологических доцентур имело исключи­тельное значение для становления одонтологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

Первая самостоятельная кафедра одонтологии в России была открыта в 1892 г. при Клиническом институте усовершенствования врачей в С.-Петербурге. Цикл лекций по одонтологии стал читать А.К.Лимберг (1856-1906).

В 1899 г. при С.-Петербургском женском институте (ныне С.-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова) А.К.Лимбергом была организована одонтологическая кафедра, руководить которой с 1901 г. (после болезни А.К.Лимберга) будет Ф.А.Звержховский. В 1906 г. кафедра была преобразована в доцентский курс при кафедре госпитальной хирургии. С этого же года институту было дано право принимать экзамены на звание зубного врача у лиц, окончивших зубоврачебные школы.

В 1881 г. в С.-Петербурге Ф.И.Важинский открыл первую в Рос­сии частную зубоврачебную школу. Для получения звания «зубной врач» выпускник школы должен был держать экзамен в Военно-медицинской академии или на медицинском факультете университета. В связи с открытием первой русской зубоврачебной школы Ф.И.Важинского, появление учебника И.И.Хрущова «Полный зубоврачебный курс» (1886 г.) было особенно важным событием.

Первая зубоврачебная школа в Москве была от­крыта в 1892 г. И.М.Коварским (1856-1955). Первоначально школа размещалась на Петровке, затем в Каретном ряду. В дни декабрьского вооруженного восстания 1905 г. школа была закрыта и только в 1906 г. на Долгоруковской, 18 было построено новое здание школы. К 1916 г. в России было открыто около 20 частных зубоврачебных школ.

В 1891 г. был издан закон «О преобразовании обучения зубоврачеб­ного искусства», который устанавливал два звания для специалистов по зубовра­чеванию: «дантист» и «зубной врач». Звание «дантиста» присваивалось обучав­шимся путем ученичества в частных кабинетах, звание «зубного врача», - обу­чавшимся в частных зубоврачебных школах, деятельность которых с 1891 г. определялась «Нормальным уставом». Новый устав не предусматривал прекращения подготовки дантистов путем ученичества, которое продолжа­лось в течение всего XIX столетия (до 7 мая 1900 г.).

Начало XX века ознаменовалось восстаниями, революциями, войнами, которые принесли много жертв. Челюстно-лицевые ранения требовали специализированной помощи, что послужило сближению общей и челюстно-лицевой хирургии. В этот период открываются челюстно-лицевые госпитали в Москве, Петрограде, Киеве, Смоленске и др. городах.

В 1920 г. было издано постановление Наркомздрава и Наркомпроса о создании на медицинских факультетах государственных университетов кафедр одонтологии с соответствующими клиниками, на которых предполагалось преподавание специального курса по всем разделам одонтологии. Такие кафедры были организованы в Донецке, в I Московском государственном университете, Астрахани, Казани, Воронеже, Иркутске Ленинграде, Минске, Тифлисе и др. городах.

2 апреля 1922 г. в Москве, в помещении школы И.М.Коварского, был открыт Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ). В 1927 году ГИЗ был переименован в ГИСО (Государственный институт одонтологии и стоматологии). Впервые в названии медицинского учреждения появляется термин «стоматология». В 1932 г. на базе ГИСО был сформирован ГНИИСО (Государственный научно-исследовательский институт стоматологии и одонтологии), а в 1935 г. был открыт МСИ (Московский стоматологический институт), обучение студентов в институте продолжалось четыре года. В 1939 г. институт был переименован в МГСИ (Московский государственный стоматологический институт, а в 1949 г. он стал ММСИ (Московский медицинский стоматологический институт). С этого года срок обучения студентов-стоматологов был продлен до пяти лет. В 1968 г. в ММСИ был открыт лечебный факультет. В 1999 г. институт получил статус университета.

Стоматология оформилась как наука и практический вид медицинской деятельности. В институтах стали открываться стоматологические кафедры, увеличивался набор студентов, стало издаваться большое количество научной стоматологической литературы, появились научные стоматологические журналы.

Важную роль в организации стоматологической помощи играл и играет, организованный в 1962 г. Центральный научно-исследовательский институт стоматологии ЦНИИС), который является координирующим центром по научно-практическим проблемам стоматологии.

К 1990 г. в СССР было два стоматологических института (Москва и Полтава), два научно-исследовательских института стоматологии (ЦНИИС, Москва и НИИ стоматологии в Одессе). После распада СССР, на территории Российской Федерации функционируют: стоматологический университет, 48 стоматологических факультетов и 6 факультетов при классических университетах.

Большую роль в развитии стоматологии сыграла, зарегистрированная в феврале 1993 г. Министерством юстиции, Стоматологическая ассоциация России (СтАР), основной задачей которой является защита и охрана прав стоматологов перед лицом государства и общества.

Главной задачей стоматологии как науки и практического вида помощи на современном этапе является создание качественной гарантированной стоматологической помощи населению. Для успешного решения поставленных задач необходимо повышение качества подготовки кадров врачей стоматологического профиля, внедрение в стоматологическую практику новейших достижений науки и техники с использованием современных технологических исследований на базе современного оборудования.

Литература:

1. Бассалык Д.А. Реформа зубоврачебного образования в 1918-1920 гг. и ее развитие в РСФСР в годы первых пятилеток. М-. «Стоматология».-1961.-№5.-С.82-87.

2. Борисенко К.А., Белолапоткова А.В. Становление и развитие стоматологических кафедр МГМСУ. Рос. стом . журнал. 2008. № 5. С.57-59.

3. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX- XX вв. Основные направления развития. М. МГМСУ.-2008.- 318 с.

4. Пашков К.А., Белолапоткова А.В., Борисенко К.А.Развитие высшего стоматологического образования в России. Сб. научн. трудов ММА им. И.М.Сеченова. Научная организация образовательного процесса. М.-2004.-С.249.

5. Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России. Основные этапы и направления развития (IX- XX вв). Казань. Центр инновационных технологий. 2011. -311с.

6. Троянский Г.Н. История советской стоматологии. М. «Медицина».- 1983.- 143 с.