ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины
К настоящему времени в России насчитывается около 4000 государственных музеев. «Государственных», то есть состоящих «на службе» у государства, хранящих его культурные памятники и получающих за это средства из бюджета.
Самое главное – коллекции этих музеев состоят на государственном учете, что означает их сохранность независимо от политических или экономических потрясений.
Для особо дотошных читателей упомянем Музей стекла и Музей водки, Музей русской гармошки и недавно открытый Музей Отечественной войны 1812 года.
Существует десятки музее, сохраняющих однородные предметы, например, живопись, скульптуру. Но есть одна огромная часть культуры России, которая не отражена ни в одном государственном музее. О чем идет речь?
Представьте себе, что…
Вы заходите в такой музей– «храм муз» многовековой истории Ее Величества Медицины. В первых залах Вас поджидают древние люди с каменными ножами для надрезов нарывов, кремниевыми трепанами для просверливания костей черепа и травами для их прикладывания к ранам. Далее – медицина Древнего мира – Египта, Китая, Индии. Изощренная диагностика болезней по пульсу. Зарождение хирургии, рефлексотерапии, народной медицины.
Не может не поражать античная медицина с ее больницами – асклепейонами, клятвой Гиппократа, совершенной гигиеной, анатомией и хирургией Галена, терапией Цельса. Именно в античные времена возникают теории происхождения заболеваний. Зарождение христианства привносит в медицину милосердие. Открываются монастырские лечебницы – госпитали.
Залы медицины Средних веков поражают своей мрачной атмосферойалхимических лабораторий, массовыми эпидемиями инфекционных заболеваний при полном незнании их причин. В те времена царила арабская медицина, освещенная гением Ибн-Сины (Авиценны), Разеса и их коллег. Здесь же избушка на курьих ножках – первая «поликлиника» на Руси – с ее единственным «врачом» – бабой Ягой.
Эпоха Возрождения как луч света в темном царстве несет в себе начала современной космологии Коперника и Галилея, анатомии Везалия и да Винчи, физиологии Гарвея и Декарта. Семнадцатый век ознаменовался не только научной революцией в естествознании, но и революцией в медицине.
Пройдя век XVIII-й и XIX-й с его великими открытиями в нормальной и патологической анатомии и физиологии, микробиологии и бактериологии, целлюлярной патологией, наркозом и антисептическим методом, медицина плавно перешла в век ХХ-й, в котором произошла дифференциация медицинских знаний на узкие специальности, расцвели классические медицинские дисциплины, работали великие врачи, предтечи медицины XXI-го века.
Современная медицина занимает несколько больших и светлых залов. Здесь предметно и документально отражены выдающиеся изобретения в молекулярной биологии и генетике, победа над многими инфекционными болезными – «чумой» Средних веков, тончайшие фармацевтические вмешательства в ход болезней, изощренная компьютерная и эндоскопическая диагностика, робототехника и телемедицина, пери- и неонатальная медицина с внутриутробной хирургией, миниинвазивные вмешательства, нанотехнологии, стирающие грани между живой и неживой природой. Со стен внимательно и изучающе на нас смотрят Нобелевские лауреаты в области медицины, среди которых два россиянина – И.И. Мечников и И.П. Павлов.
И все это можно не только увидеть и услышать, но и «повертеть» и «пощупать» на видеомониторах, с частью предметов «проиграть» видеоигры, а их макеты унести с собой для повторного просмотра дома и показа друзьям.
После посещения Музея у школьников появляется горячее желание посвятить себя самой благородной профессии в мире, у студентов-медиков и врачей укрепляется вера в правильность избранного пути служения страждущему человеку, у больных – вера в свое выздоровление, а у обывателей – в избавление человечества от напастей, называемых болезнями.
Но где Вы видели такой музей?
Медицинские музеи мира
Как где? За границей! И действительно. Сегодня образцами музейного дела в области истории медицины являются выдающиеся медицинские музеи Лондона, Берлина, Парижа, Вены, Будапешта, Вашингтона. И не просто образцами – визитными карточками своих стран. Они обучают школьников, студентов и врачей, они проводят научные исследования медицины прошлого и пропагандируют достижения медицинынастоящего и будущего, они обеспечивают связь поколений врачей и сохраняют культурную память человечества о борьбе с болезнями и их профилактике.
Более того. Государственные музеи истории медицины есть почти в каждой из стран СНГ. Блестящими коллекциями, которым завидуют многие музеи мирового уровня, обладают Музей истории медицины им. П.Я. Страдыня в Риге (Латвия), Национальный музей истории медицины в Киеве (Украина), Республиканский музей истории медицины Республики Беларусь в Минске (Беларусь).А что Россия?
Медицинские музеи России
Вообще-то в России медицинские музеи существуют. И их не так мало, как кажется. Просто их практически не видно на музейном поле, занятом 4000 других музеев, отражающих самые разные направления культуры. Но это – с одной стороны. А с другой, в медицинский музей не попадешь так же просто, как, скажем, в Исторический или Пушкинский музей, и не прикоснешься к истории изучения и охраны того, что волнует человека больше всего на свете – его здоровья.
Почему? Очень просто. Все эти музеи – ведомственные. Они хотя и созданы в государственных учреждениях, но сами по себе государственными не являются. А потому их уникальные коллекции могут запросто исчезнуть завтра или послезавтра, и ни один чиновник от медицины или культуры даже не чихнет по этому поводу. Потому что эти музеи defactoесть, но одновременно dejureих как бы и нет. Точнее, не как бы нет, а нет. Совсем.
Кто, кроме работников и студентов этих учреждений, знает о существовании музеев истории медицины в медицинских ВУЗах, в академических НИИ, в крупных больницах? Да никто. И никого в Минздраве это не волнует!
Давно ушел в историю XIX-й век с его выдающимися врачами, создававшими славу русской медицине – Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Н.В. Склифосовским. Где их музеи? Где их архивы? Где их мемориальные предметы, поставленные на государственный учет? Их нет. И никого ровным счетом это не заботит.
Исчез в Ленинграде в 1935 году Музей великого Пирогова со всеми его полутора тысячами уникальных предметов. Почти ничего не осталось от великого Боткина. Разве что больница в Москве его имени, где о самом Сергее Петровиче кроме его фамилии и инициалов даже сотрудники мало, что знают. Только чудом, благодаря стараниям двух выдающихся хирургов ХХ-го века М.И. Кузина и В.В. Кованова, удалось разыскать и спасти от полного уничтожения захоронение Н.В. Склифосовскогоблиз Полтавы, памятника которому в России нет до сих пор.
Медленно, но верно уходит в прошлое ХХ-й век. Уходят из жизни, а часто – и из памяти современников, выдающиеся советские врачи, создававшие фундамент современной российской медицины. Под флагом переоснащения больниц современной аппаратурой и инструментарием выбрасываются на помойку уникальные архивы, инструменты, аппараты, книги, документы. Скоро вы не найдете ни одного стеклянного шприца, сфигмоманометра в карболитовом футляре, пленочного электрокардиографа или «многоразового» скальпреля.
Пройдет еще немного времени, и придет новое поколение молодых врачей, настолько оторванных от своих корней, что будет считать началом медицины… себя. Или зарубежную медицину, представленную во многих музеях мира. И круг замкнется.
Что нужно сделать, чтобы в Россиибыл Музей истории медицины?
И что, для того, чтобы познакомиться с прошлым нашей медицины, нужно будет обязательно ехать в Ригу, Киев, Лондон или Вашингтон?
Вопрос о создании Музея истории медицины России отечественными учеными-медиками, историками медицины и врачами обсуждается уже давно. Но эти обсуждения так и останутся пустыми разговорами, если их уровень не поднимется выше кулуаров научных съездов, конференций, заседаний обществ и других историко-медицинских «тусовок».
Для того чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, нужна некая политическая воля руководства страны, заключающаяся не только в расходовании огромных средств на переоснащение больниц и поликлиник, но и выделения хотя бы их малой толики на сохранение того, что еще можно сохранить в этих больницах и поликлиниках, собрав это все в одном месте под названием Государственный музей истории медицины России.
Понятно, что это потребует целого здания или даже комплекса зданий, штата сотрудников, усилий для сбора коллекций, создания экспозиции, оснащения фондов современным оборудованием,постоянного финансирования, контроля, учета и всего того, что связано с понятием «государственный музей». И когда это будет сделано, я убежден, любой россиянин с удовольствием зайдет в такой музей – «храм муз» многовековой истории Ее Величества Медицины России, и будет горд за ее прошлое, менее критично смотреть на настоящее и с надеждой – на будущее.
Да будет так!