Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 7

Средние века.
Медицина в Халифатах, Закавказье, Азии и Западной Европе

Обширная феодальная мусульманская империя – Халифат - распространяла ислам и арабский язык, это предопределило дальнейшее развитие науки и культуры.

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 7

МЕДИЦИНА В АРАБСКОМ ХАЛИФАТЕ, ЗАКАВКАЗЬЕ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Древнейшей областью расселения арабских племен была северо-восточная часть Аравийского полуострова. В течение II тысячелетия до н. э. арабы расселились по всему полуострову, ассимилируя более древнее коренное население его юго-западной части.

В начале VII в. арабы находились на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Острый кризис, вызванный разложением родоплеменных отношений и потребностью создания стабильного централизованного государства, привел к возникновению ислама (пер. с араб. – «покорность») – религии, которая в основных чертах была сформулирована к 622 г. Ее основоположник – Мухаммед (ок. 570–632) из Мекки. Он создал в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством.

Теократия (от греч. «теос» – «бог» и «кратео» – «правило», дословно – «правление бога») в политическом плане означает форму правления, при которой гражданская и духовная власть представлены в одном лице.

В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Арабский халифат. Слово «халифат» происходит от арабского «халиф», то есть «заместитель», «наместник» – так называли правителя феодального арабомусульманского государства, которого считали наместником посланника Аллаха – Мохаммеда, (а впоследствии и самого Аллаха) в его духовной и политической власти над мусульманами.

В истории Арабского халифата выделяют 3 периода.

Первый период (632–750) – период арабских завоеваний, время правления первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Алия) и династии Омейядов (661–750). В VII в. в результате завоеваний в состав халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также значительные территории Армении и Грузии. В дальнейшем на этапе, связанном с династией Омейядов, были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, значительная часть Средней Азии и Закавказья. Границы халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки. По размерам территории он превзошел империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII–VIII вв. столица халифата располагалась в Дамаске, в VIII–X вв. – в Багдаде.

Второй период (750 г. – середина IX в.) – время правления династии Аббасидов, пора расцвета многогранной культуры халифата, которую называют «арабской», или «арабо-мусульманской». Такой подход отрицает наличие самостоятельных культур народов средневекового Востока, покоренных в VII–VIII вв. арабами (персов, таджиков, узбеков, туркмен и др.), равно как и национальной культуры самих арабов.

В качестве государственного образования Арабский халифат, как и империя Александра Македонского и Римская империя, оказался непрочным. В IX–X вв. под влиянием освободительной борьбы покоренных народов он распался на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и независимых государств, например, государство Саманидов в Средней Азии. В ряде стран, завоеванных арабами (Сирия, Палестина, Ирак, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Восточный Судан), коренное население частично или целиком восприняло религию завоевателей и арабский язык. В других странах (на Западе – Пиренейский полуостров, на Востоке – Персия, а также Закавказье, Средняя Азия) покоренные народы сумели отстоять не только политическую независимость, но и свой национальный язык, культуру.

Третий период (IX–XIII вв.) – распад халифата, который завершился упадком династии Аббасидов. Некогда могущественный Арабский халифат постепенно превращался в небольшой Багдадский халифат, теряющий политическую власть над соседними землями. Уже в середине X в. ни одна территория к западу от Евфрата не подчинялась багдадскому халифу. Окончательный удар нанесли турки-сельджуки. В 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование.

Как известно, халифат насаждал в завоеванных странах арабский язык и ислам, что во многом определило развитие науки в данном регионе. Важно отметить, что при Омейядах к иноверцам (например, христианам) проявлялась определенная терпимость: уплачивая поземельную и поголовную подать, они могли сохранять свою старую религию и принимать участие в политической, хозяйственной и научной жизни халифата. В значительной степени это объяснялось тем, что многие народы, покоренные арабами, стояли на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели.

Народы, вошедшие в состав халифата, создали богатую оригинальную арабоязычную культуру. Арабский язык на несколько веков стал для них языком политики и религии, культуры и науки, способствовал усилению взаимных связей и влияний, росту рынка, развитию знаний. На обширной территории Арабского халифата сложилась многообразная культура, которая вместе с национальными традициями унаследовала в Испании и Сицилии достижения римской цивилизации, в Западной Азии и Египте – византийской, на Среднем Востоке – древнеперсидской.

Расцвет средневековой арабоязычной культуры приходится на VIII–IX вв. В последующие столетия она оказала большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки и Европы и явилась крупным вкладом в копилку общемировых достижений.

В процессе своих завоеваний арабы заимствовали и передали европейцам изобретенные в Китае компас, порох и бумагу, которая была значительно дешевле египетского папируса. Первая бумажная мельница была построена в Багдаде примерно в 800 г., тогда как в Европе они появились в Италии и Германии лишь в XIV в. Впервые получили распространение рукописные книги, сменившие древние пергаментные свитки.

Медицина в Арабском халифате

В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран культивировалась греческая наука и философия. Самыми известными в то время были христианская школа в Гундишапуре на юге Ирана и Александрийская школа в Египте. Покоряя новые земли, арабы переводили на свой язык лучшие греческие, латинские, персидские и индийские рукописи, в том числе медицинские. Самым знаменитым переводчиком медицинских сочинений был христианин из Хиры – Хунайн ибн Исхак ал-Ибади (809–873), который в совершенстве владел арабским, греческим, персидским и сирийским языками. Он перевел на арабский «Гиппократов сборник», основные сочинения Галена, Диоскорида, Аристотеля, Платона, Орибасия, Павла Эгинского и др. По мере того как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. В больших городах создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков. со временем они выросли в крупные очаги науки и образования. Такими были Дом мудрости (Байт ал-Хикмах) в Багдаде и Дворец мудрости (Дар ал-Хикмах) в Каире, при которых организовывались общества просвещенных.

Библиотека в Каире содержала более 250 тысяч томов. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке знаменитого врача Ибн ал-Мутрана, лечившего халифа Салах ад-Дина, насчитывалось около 10 тысяч книг, а Ибн ал-Талмит, автор лучшей фармакопеи своего времени, собрал более 20 тысяч томов56.

В XII в., когда в Западной Европе было всего лишь 2 университета, в одной только мусульманской Испании (Кордовском халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других наук преподавалась медицина.

Медицина в халифате была в особом почете. Она считалась первой среди наук, потому что, согласно учению пророка, знание состояло из 2 частей: знания религии и знания тела. Вот почему, завоевывая новые земли, арабы коллекционировали медицинские манускрипты, переводили и изучали их.

В течение 800 лет арабоязычная медицина занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила в отредактированном, дополненном и усовершенствованном виде все важнейшие знания того времени. Возвращенные в Европу через мусульманскую Испанию эти знания способствовали развитию наук в Западной Европе в последующий период и таким образом значительно приблизили начало эпохи Возрождения.

В трудах врачей Кордовского халифата имеются описания эпидемий, чумы в Гренаде и Альмерии, заразный характер которой они четко осознавали.

Средневековая арабоязычная медицина уделяла большое внимание вопросам личной и общественной гигиены, рациональному питанию и диететике, что обусловлено особенностями жаркого климата и быта мусульман. Многие рациональные гигиенические советы нашли свое отражение в Коране – главной священной книге мусульман, представляющей собой собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч. Несмотря на сложные климатические условия региона, Коран предписывает периодические омовения (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков: истинный мусульманин должен вести абсолютно трезвый образ жизни, что способствует сохранению его здоровья.

Как известно, Коран отрицает изображение человека и животных. Поэтому первоначально в медицинских рукописях на арабском языке не было рисунков, связанных с обликом человека и анатомией человеческого тела. Приведенные в тексте иллюстрации имеют более позднее происхождение – они были добавлены к арабским рукописям при переписывании или переводе их на персидский, турецкий и другие языки.

Переняв у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопей. В 754 г. в Багдаде была открыта первая в халифате аптека.

Алхимики средневекового арабоязычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (кстати, слово «алкоголь» арабского происхождения). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Значительное развитие в халифате получила и организация медицинского дела, которое испытало значительное влияние иранских и византийских традиций. Начальные сведения об основании больниц относятся к 800 г., когда в Багдаде по инициативе халифа Харун ар-Рашида (786–809), описанного в сказках «1001 ночь», армянский врач из Гундишапура Джабраил ибн Бахтишу организовал первую больницу.

Больницы общего типа строились на деньги халифов, принцев, богатых людей или врачей и щедро ими финансировались. Обслуживающий персонал состоял из врачей и их помощников. При больницах создавались библиотеки и врачебные школы. Лечебные учреждения подразделялись на три типа. Первый тип - больница, где ученики сопровождают учителя на обходах и посещают вместе с ним больных на дому. Второй тип - небольшие лечебницы, учреждаемые известными врачами и религиозными деятелями, которые их финансировали. Третий тип - военные лечебные учреждения, которые передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках и др. Вместе с мужчинами работали и женщины-врачи57.

Бытующее в Европе представление, что женщины-мусульманки не принимали участия в жизни общества, далеко от истины: в халифате женщины были воинами, поэтами, врачами. Во время военных походов женщины-врачи сопровождали воинов и ухаживали за ранеными. Например, при Омейядах прославилась женщина-окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познаниями в области женских болезней обладали сестра некоего Ал-Хафида ибн Зухр, а также ее дочери – они были единственными врачами, у которых имелся доступ в гарем халифа Мансура.

К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц, в Кордове – около 50. Одна из самых крупных из них – больница «Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тысяч больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Среди медиков обоего пола существовала специализация по отраслям медицинских знаний.

Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази, или Разес (850–923), известный в Европе под именем Разес, родился недалеко от Тегерана. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал больницу. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не портится. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ученому принадлежит около 200 трудов, наибольшее значение имеет работа «Об оспе и кори». В ней Ар-Рази описал течение этих болезней, предвестники и симптомы, способы лечения, отличия оспы от кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививка здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком он указывал на уход за полостью рта и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Ар-Рази четко сформулировал идею о заразности кори и оспы, описал их дифференциальную диагностику. Трактат «Об оспе и кори» был издан на всех основных европейских языках, в том числе на русском (переводчик В.О. Губерт).

В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази составил обширные, энциклопедические по содержанию медицинские руководства – «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах).

Описывая каждую болезнь, Ар-Рази анализировал ее с точки зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал собственные наблюдения и выводы. Переведенная впоследствии на латинский язык «Китаб ал-Хави» много раз издавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном врачебной науки» Ибн Сины в течение нескольких столетий являлась главным источником медицинских знаний.

Будучи великолепным педагогом, Ар-Рази основал и возглавил больницу в Багдаде, которая всегда была переполнена учениками. После смерти учителя они завершили дело его жизни – труд «Китаб ал-Хави».

Ар-Рази принадлежат сочинения, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, он написал работу «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для малоимущих пациентов опубликовал книгу «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долгое время служили учебниками для студентов медицинских факультетов в средневековых университетах Западной Европы. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающиеся в медицинских сочинениях», – призывал Ар-Рази своих учеников и коллег58.

Врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Так, известный египетский астроном и врач Ибн аль-Хайсам (965–1039), исследуя строение глаз животных, первым описал преломление лучей в его средах и дал названия частям глаза (роговица, хрусталик, стекловидное тело и др.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз, которые предложил использовать при чтении в пожилом возрасте. Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес также Али ибн Иса (XI в.), живший в Багдаде. Его книга «Меморандум для окулистов» несколько раз издавалась в Европе в латинском переводе. Влияние арабской школы в офтальмологии ощущалось вплоть до XVII столетия.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела. Тем не менее отдельные ученые нарушали этот запрет. Например, Иоанн ибн Масавейх (777–857) из Гундишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна, и два его преемника занимались вивисекцией животных.

Изучая анатомию животных, сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис (1210–1288/96), практиковавший в Каире, описал легочное и коронарное кровообращение. Он сделал это на 300 лет раньше М. Сервета – испанского богослова, философа и врача, который первым в Европе описал малый круг кровообращения.

Своеобразная арабо-испанская культура развивалась в мусульманской Испании, которая вначале входила в состав Арабского халифата, а затем выделилась в самостоятельный Кордовский халифат (эмират). В период раннего Средневековья эта культура была самой передовой в Западной Европе (а наряду с византийской – и во всей Европе). Центрами арабо-испанской культуры стали университеты в Кордове, Севилье, Гранаде, Малаге. Там преподавали математику, астрономию, химию и медицину. Как уже говорилось, в Кордовском халифате действовали 17 высших школ и 70 библиотек, тогда как в остальной Западной Европе еще не было ни одного университета.

Выдающийся врач Кордовского халифата Абу-аль-Касим аз-Захрави, или Aбулькасис (936–1013), считается крупнейшим хирургом средневекового арабоязычного мира. В его труде «Китаб ал-Тасриф» описано более 150 хирургических инструментов, разработанных самим автором. Следуя положениям Корана, Абу-аль-Касим не оперировал женщин, однако он дал четкое описание клинической картины внематочной беременности. Для лечения местных поражений кожи он предлагал прижигания. В этой области арабы достигли высокого мастерства. Большое влияние на Абу-аль-Касима оказали труды выдающегося византийского хирурга Павла Эгинского. Трактат Абу-аль-Касима многократно издавался в Европе в латинском переводе и на протяжении пяти столетий был одним из основных учебников по хирургии59.

Моше бен Маймон, или Маймонид (1135–1204), – средневековый еврейский богослов и философ, родился в Кордове. После захвата города в 1148 г. Альмохадами семья вынуждена была бежать из родного дома и провести годы в скитаниях по территории Испании, возможно Южной Франции, Северной Африки (Фес). В 1165 г. Маймонид поселился в Египте, в городе Фостат (близ Каира). Здесь он провел жизнь, полную трудов, долгое время был руководителем еврейской общины Египта, а также личным врачом правителя Египта Фосада, а некоторое время и Салах-ад-Дина.

Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии и медицине. Особый интерес представляют его этические воззрения. «Я готов начать работу по своей профессии, помоги мне, Боже, чтобы успевать в этой работе, – говорится в клятве врача, составленной Маймонидом, - Дай мне любовь к науке и людям. Избавь меня от сребролюбия и тщеславия, так как эти черты препятствуют любви к правде и любви к человеку. Крепи мое тело и мою душу, чтобы всегда быть готовым помогать людям, как богатым, так и бедным, хорошим и плохим, приятелям и врагам, чтобы в своих больных я видел только человека. Дай , Боже, моим больным веру в меня и в мои знания, чтобы они слушались моих советов и чтобы их выполняли. Удали от постели больного всяких знахарей, невежд, советчиков и их родных. Вложи в мою душу желание выслушивать советы и указания настоящих мудрецов из среды моих коллег, которые желают учить меня, так как наука велика и широка. Крепи мою душу против невежд, которые мудрствуют и стараются опорочить меня. Помоги мне не отклоняться от правды без лицеприятия и лести».

Фактический распад Арабского халифата в IX в. привел к тому, что на территории прежде единой державы стали возникать независимые государства, как правило, во главе с персидскими военачальниками, признававшими лишь номинальную власть халифа над собой. В IX–XI вв. власть на Иранском нагорье принадлежала различным местным мусульманским династиям иранского происхождения (персы, курды и др.). Неслучайно у востоковедов английской школы принято называть этот этап в истории Халифата иранским интермеццо.

В этот период на исторической сцене появляется государство Саманидов, основателем которого считается эмир Исмаил Самани (849–907). В первой половине X столетия в период своего экономического и культурного расцвета Саманидское государство включало в себя Мавераннахр (территория Средней Азии), Северный и Восточный Иран. Ряд государственных образований (Хорезм, Газни и др.) находились в вассальной зависимости от Саманидов. Внутренняя политика была направлена на укрепление центральной власти. Важнейшими городами Саманидского государства были Бухара, Самарканд, Мерв, Газни и др. Значительное развитие получили ремесла, а также торговля с Киевской Русью, Сирией, Византией, Китаем и другими странами. Во многих городах возникли мусульманские школы – медресе. Своей библиотекой прославилась Бухара. При дворе Саманидов творили Рудаки, Авиценна, Фирдоуси, Фараби. Развивались архитектура и строительство.

Однако в конце X в. в Саманидском государстве усилились процессы феодального раздробления, междоусобица, военные конфликты, что привело к его распаду и прекращению существования. Это произошло при Мансуре II, после завоевания Бухары тюрками-караханидами (999) и падения династии Сасанидов.

Одной из самых ярких фигур науки и медицины этого периода является Ибн Сина, или Авиценна (980–1037). Согдиец по происхождению, юность он провел в Бухаре. Получил систематическое домашнее образование, в 10-летнем возрасте наизусть знал весь Коран и многое из арабской поэзии. Родным языком Ибн Сины был фарси, но обширный круг религиозных и светских наук (логика, математика, метафизика, мусульманское право, медицина и др.) он изучал на арабском языке. В 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары Нуха ибн Мансура и приобрел славу искусного врача.

После завоевания Бухары караханидами и смерти отца переехал в 1002 г. в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), где продолжал научные занятия в Академии Мамуна, объединявшей крупных ученых того времени, в том числе Бируни. Отказавшись в 1008 г. перейти на службу к султану Махмуду Газневи, Ибн Сина, преследуемый правителем, вынужден был вести скитальческую жизнь. Он путешествовал по дворам персидских князей и служил там придворным лекарем и даже советником. Последние относительно спокойные 14 лет жизни Ибн Сина провел в Исфахане при дворе Ала ад-Даулы, которому посвятил «Книгу знания» («Даниш-намэ», написанная на фарси; русский перевод 1999 г.). Здесь же завершил многолетнюю работу над двумя главными своими сочинениями – «Книгой исцеления» и «Каноном врачебной науки», а также создал большое число трактатов (несколько сотен на арабском и около двух десятков на фарси) по философии, медицине, физике, химии, астрономии, поэзии, музыке. В 1030 г., во время набега войск газневийского султана на Исфахан, дом Ибн Сины был разграблен, пропали многие его рукописи.

«Канон врачебной науки» (ок. 1020 г.: русский перевод, книга 1-5, 1954-1960 гг.), принесший Ибн Сине всемирную известность и титул «князь врачей», представляет собой энциклопедический свод медицинских знаний и врачебного опыта Античности и раннего Средневековья (Гиппократ, Гален), а также включает его собственные открытия и наблюдения. «Канон» состоит из 5 книг. Первая книга содержит сведения об анатомии и физиологии; о причинах, признаках болезней и общих принципах их лечения; описание учений о «соках» в организме (кровь, лимфа, желчь) и видах телосложения; рекомендации по диете, сохранению здоровья и предупреждению болезней. Во второй книге представлены лекарства как растительного, так и животного происхождения. В третьей - рассматриваются отдельные заболевания, их распознавание и лечение. В четвертой - описаны способы лечения заболеваний. Пятая книга посвящена так называемым сложным лекарствам, ядам и противоядиям60.

Причинами болезней Ибн Сина считал различные «вредности»: проистекающие из местности, климата, времени года; условий быта, питания, труда; душевных потрясений и др. Он впервые отметил различия между оспой, проказой, чумой; доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты между людьми; описал туберкулез, язву желудка, плеврит, диабет; предпринял попытку лечения сифилиса ртутью. К общим принципам лечения болезней Ибн Сина относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (хирургическое вмешательство).

В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык, в дальнейшем на многие другие языки, в том числе на русский (после изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с Библией). В течение нескольких столетий «Канон» служил руководством для врачей.

Яркая и многогранная средневековая арабоязычная медицина вышла далеко за пределы халифатов. Она оказала большое влияние на развитие медицинских знаний как в Европе периода Средневековья, так и в средневековых государствах Востока61.

Медицина в Закавказье

История медицины народов Закавказья, как и большинства древних этносов, имеет свои истоки в народном врачевании и эмпирическом наследии.

В Армении издавна пользовались растениями в качестве лекарственных средств. Уже в I в. до н. э. на территории Армении был устроен сад, где специально выращивали лекарственные растения. Из армянской медицины в общую практику вошли нашатырь, армянская глина. К V в. армяне имели собственную медицинскую терминологию, мeдицинa стoялa нa высoкoм уровне, врачи умели считать пульс, oщупывaть пeчeнь, выслушaть сeрдцe. Армянские исследователи и врачи были хорошо знакомы с трудами лучших представителей греческой медицины. Например, в XII–XIV вв. были переведены с греческого и арабского языков на армянский язык многие труды знаменитых врачей, в частности Ибн Сины. На развитие медицины в Армении огромное влияние оказали Aмирдoвлaт Aмaсиaци, Мхитaр Гeрaци и Григoр Мaгистр.

Мхитaр Гeрaци (XII в.) – корифей научной медицины и выдающийся представитель врaчeбнoгo искусствa срeднeвeкoвoй Aрмeнии. Родился в городе Гер (ныне Хой, Иран), учебно-педагогической медицинской деятельностью занимался в Киликийской Армении. В 1184 г. написал знаменитый трактат «Утешение при лихорадках». Хорошо знал греко- эллинистическую, римскую, византийскую, персидскую и арабскую медицинскую литературу.

Поддерживал прогрессивное учение о единстве организма. Рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивал огромное влияние внешней среды на возникновение болезней, в частности лихорадки. Выдвинул теорию плесневения гуморов при инфекционных заболеваниях. При назначении венозного кровопускания предлагал строго сообразовываться с силами больного. Кожные поры рассматривал как дыхательные и не рекомендовал смазывание кожи разными маслами, широко применявшимися в ту эпоху. При лечении туберкулеза большое значение придавал усиленному питанию. Обратил внимание на особую категорию болезней, которые являются профессиональными, – лихорадку у стекловаров и других рабочих, труд которых связан с огнем.

Мхитар первым указал на положительную роль музыкотерапии и в целом психотерапии в облегчении страданий душевнобольных. Теоретически обосновал положение о том, что высокая температура является результатом внутренних изменений в организме, - революционная идея для средневековой медицины. Его работы касались психотерапии, хирургии, диетологии и фитотерапии.

Труд «Утешение при лихорадках» впервые опубликован в 1832 г. в Венеции, в 1908 г. издан на немецком языке, а в 1955 г. на русском62.

Амирдовлат Амасиаци (1420/25–1496) – армянский врач, уроженец города Амасьи (Малая Азия), где окончил начальную школу. Предполагается, что медицинское образование он получил в Месопотамии или Аравии. С целью усовершенствования медицинских знаний путешествовал по многим странам Востока и Запада. Занимался врачебной практикой и фармакологией, приобрел на Востоке славу искусного хирурга. Долго жил в Константинополе, был придворным врачом султана Магомета II. Амирдовлат знал греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий и французский языки, был хорошо знаком с достижениями античной греко-римской, византийской медицины и медицины средневекового Востока. Собственные наблюдения и данные мировой медицинской литературы обобщил в капитальном труде «Польза медицины» (1469), посвященном общей патологии. Эта работа содержит сведения по анатомии, физиологии, гигиене; «вводное слово к врачеванию»; подробное описание этиологии, патогенеза, клинической картины, лечения (с уходом за больными), диетотерапии, а также прогноза всех известных средневековой медицине заболеваний. Больного Амирдовлат рассматривал в тесной связи с внешней средой. Излагая материал, приводил и точку зрения классиков античной и средневековой медицины.

Значительной фармакологической работой Амирдовлата явился труд «Ненужное для неучей» (1478–1482). В нем он проявил себя также как незаурядный лексиколог и библиограф: на 6 языках (армянский, греческий, латинский, персидский, арабский, турецкий) в алфавитном порядке дал подробное описание около 3000 лекарственных средств растительного, минерального и животного происхождения.

Труды Амирдовлата оказали большое влияние на развитие армянской и мировой медицинской науки63.

Грузинская медицина прошла свой путь к научному знанию через народное врачевание, монастырскую медицину. Поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели содержит ряд ценных историко-медицинских сведений. Например, говорится о том, что каждый полководец имел своих специалистов по лечению ран и извлечению инородных тел, хирургов, которые сопровождали войско в походах. Некоторые воины и сами могли перевязывать раны, имели запас лекарственных средств, перевязочный материал.

Среди очагов медицины в Грузии видное место занимал Гелатский монастырь - культурный и церковный центр, построенный в XII в. царем Давидом IV Cтроителем, «месте великолепном и богатом, превосходящем все подобные по красоте своей». При Гелатском монастыре была открыта академия, которой руководил Иоанн Петрицонели (XI-XII вв.). В его творческом наследии мы обнаруживаем труды по литературе, астрономии, философии и медицине. Труд «О природе человека», являющийся большим вкладом в историю грузинской медицины, создан, как полагают, именно в период пребывания в Гелати. Этот трактат признан своего рода энциклопедией по анатомии и физиологии, философии и антропологии.

Медицина в Юго-Восточной Азии

Говоря о состоянии медицинского дела в государствах Юго-Восточной Азии, следует, прежде всего, отметить Китай. Первая в истории Китая государственная медицинская школа – Императорская медицинская академия - была основана в 618 г. На медицинском отделении изучали 7 дисциплин: внутреннюю медицину (7 лет), детские болезни (5 лет), хирургию (5 лет), болезни уха, горла, носа и зубов (4 года), психические болезни (3 года), иглоукалывание и массаж. На лекарственном отделении учили способам выращивания лекарственных растений в специальном ботаническом саду, технике приготовления из них лекарств. Лекарствоведению посвящены два труда: «Тысяча золотых прописей» в 30 томах (автор Сунь Сымяо) и «Великий травник» в 52 томах (автор Ли Шичжэнь).

Медицина в Западной Европе

Переход от античного мира к Средневековью в Западной Европе был связан на первых порах с глубоким экономическим кризисом, упадком культуры и науки. В дальнейшем, по мере роста городов, увеличился слой городских ремесленников и купцов - будущее третье сословие, или буржуазия. Ремесленники объединялись в цеховые группы, гильдии. Натуральное хозяйство все более уступало место товарно-денежным отношениям.

Что касается мировоззрения в эту эпоху, то, по выражению Блаженного Августина (IV в.), авторитет священного писания был «выше всех способностей человеческого разума». Широко известна формулировка Ф. Энгельса: «Церковь являлась наивысшим обобщением и санкцией существующего феодального строя». Официальная церковь боролась против ересей – попыток критически относиться к Священному Писанию и церковным авторитетам. Для подавления ересей в XIII столетии в католических странах Европы был создан особый орган – инквизиция.

Духовенство на тот момент было единственным образованным классом. Отсюда само собой вытекало, что церковная догма была исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – все содержание этих наук приводилось в соответствии с учением церкви. В эпоху Средневековья науку считали «служанкой церкви», и ей не было позволено выходить за пределы, установленные догматами веры.

В X–XII вв. доминирующей формой философии в Западной Европе стала схоластика, достигшая своего расцвета в XIII в. Смысл схоластики заключался в обосновании, систематизации и защите официальной церковной идеологии путем искусственных формалистических логических ухищрений. Классовое значение схоластики заключалось в оправдании феодальной иерархии и религиозной идеологии в целях жесточайшей эксплуатации трудящихся и подавления прогрессивной мысли.

Схоластика исходила из того положения, что все возможные знания уже имеются либо в Священном Писании, либо в творениях Отцов Церкви. Философской основой средневековой науки являлось в первую очередь учение Аристотеля, в значительной мере искаженное и поставленное на службу богословию. В Средние века Аристотель был канонизирован схоластической наукой, его называли «предтечей Христа в объяснении природы».

Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в XI в., подготовил «алхимический бум» в Западной Европе. В период с XII по XVI в. европейские алхимики открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и ее соединения. Освоили способы приготовления бумаги и пороха.

Для европейской медицины Средних веков характерны сложные лекарственные прописи. Фармация была непосредственно связана с алхимией. Количество частей в одном рецепте нередко доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная – змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок. Средства эти стоили очень дорого. В некоторых городах, особенно славившихся своими териаками и митридатами и продававших их в другие города Европы (Венеция, Нюрнберг), изготовление этих средств производилось публично, с большой торжественностью, в присутствии властей и приглашенных лиц.

Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (Bacon, ок. 1214–1294) получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность благодаря своим спорам со схоластами. После возвращения в Оксфорд вступил во францисканский орден. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя была несколько омрачена подозрениями в занятиях черной магией и отступничестве от догматов церкви. Около 1257 г. генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три своих трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium). Эти научные опусы явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук. В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. В 1278 г. за резкие нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинен в ереси, заключен в тюрьму и освобожден только в 1292 г.

Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов, минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и др. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г.), он долгое время считался его изобретателем. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.

Не удовлетворенный понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишенной качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно разных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте. Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте; последний может быть двух видов: внутренний мистический (озарение) и внешний. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука, а также предсказал появление ряда технических изобретений (телефон, самодвижущиеся повозки, летательные аппараты и др.).

Испанский врач и алхимик Арнальдо де Вилланова (Arnaldo de Villanova, ок. 1235 – ок. 1313) воспитывался в одном из доминиканских монастырей. В молодости много путешествовал по Европе. В Монпелье (Франция) и Салерно (Италия) изучал естественные науки, медицину и алхимию; медицинскую практику проходил у итальянских и арабских врачей. Хорошо знал арабский, греческий и латинский языки и свободно писал на этих языках. В конце XIII в. обосновался в Барселоне, приобрел широкую популярность в качестве практикующего врача. В результате столкновений с духовенством и Арагонским двором вынужден был бежать во Францию, где некоторое время преподавал медицину в университете города Монпелье. Однако преследования не прекращались, и Арнальдо Вилланова пришлось переезжать из города в город по дорогам Испании, Франции и Италии. Наконец он нашел себе убежище в Сицилийском королевстве. Некоторое время состоял там при дворе Фредерика II и у папы Климента V в Авиньоне. Погиб во время кораблекрушения по пути в Авиньон, куда был вызван к тяжелобольному папе.

Арнальдо Вилланова приписывают различные сочинения, главные из которых – «О винах», «О ядах», «О дозах териака», «Розарий философов». Наряду со своими предшественниками и современниками он являлся сторонником ртутно-серной теории происхождения металлов. При оценке силы философского камня был гораздо умереннее Р. Бэкона и полагал, что одна часть этого средства способна превратить в золото лишь сто частей неблагородного металла. Также приписывал философскому камню чудодейственные лечебные свойства («панацея»). В своих книгах он рассмотрел химические препараты, применявшиеся в качестве медикаментов, и привел подробный перечень известных в то время ядов и противоядий. Например, описал способ получения и перегонки виноградного (винного) спирта (выделенного из виноградного вина), который он называл водой жизни (aqua vitae).

Арнальдо де Вилланова решительно выступал против излишних обобщений в медицине, требуя исследования частностей, что, по его мнению, совершенно необходимо в лечебной практике. Он высмеивал врачей, которые «являются мастерами в теории, а на деле не умеют прописать не только простой клизмы или другой процедуры, но даже не могут излечить от однодневной горячки». Возражал против применения сложных лекарств, утверждая, что «чем больше в рецепте снадобий, тем хуже действие сложного лекарства». Однако, как представитель своего времени, он искренне верил в магию, в мощь дьявола и демонов. В лечебной практике наряду с лекарствами применял амулеты, а золото считал универсальным лекарством.

Именно де Вилланова считается считают автором «Салернского кодекса здоровья» - сборника правил индивидуальной гигиены и медицинских рекомендаций. «Салернский кодекс» был составлен в XI в. в стихотворной форме на латинском языке, неоднократно издавался и пользовался широкой популярностью в Западной Европе64.

Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах, и школа в Салерно. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX столетия. В Западной Европе университеты представляли собой сначала частные объединения преподавателей и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем Средневековья.

В XI в. в городе Салерно, в 50 километрах от Неаполя, открылся университет, преобразованный из Салернской медицинской школы. В XII–XIII вв. появились университеты в Болонье, Падуе, Париже, Монпелье, Оксфорде, в XIV в. – в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью, а весь строй их жизни повторял порядки церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников.

В университетах допускалось изучение некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был, прежде всего, Гален. у него средневековая медицина заимствовала окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отбросила его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной заслугой Галена. Из произведений Гиппократа были приняты те, в которых с наименьшей силой звучали его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность учения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного классика (например комментарии Галена к Гиппократу) являлись основным видом средневековой научной литературы.

Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов, в основном Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, Ибн Сины. Слава и «ученость» средневекового профессора заключались, прежде всего, в его начитанности и умении подтвердить каждое свое положение цитатой, взятой у какого-нибудь авторитета и приведенной по памяти. Диспуты предоставляли самый удобный случай показать свои знания и искусство полемиста. Истину и научные доказательства искали только в классических трудах, а средневековое исследование свелось к истолкованию уже известного.

В XIII–XIV вв. в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и доктринерскими спорами. Поэтому в лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на указаниях алхимиков, астрологов, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

Вскрытия трупов при моровых поветриях начали проводить уже в VI в., но они мало способствовали развитию медицины. Первые шаги в этом направлении датируются XIII в. В 1231 г. император Фридрих II разрешил проводить вскрытие человеческого трупа один раз в 5 лет, но в 1300 г. папа римский установил суровое наказание для всякого, кто осмелится расчленить человеческий труп или выварить его, чтобы сделать скелет. Время от времени некоторым университетам разрешали производить вскрытие. Так, медицинский факультет в Монпелье в 1376 г. получил разрешение вскрывать трупы казненных; в Венеции в 1368 г. было позволено производить одно вскрытие в год.

В Праге регулярные вскрытия начались лишь в 1400 г., то есть через 52 года после открытия местного университета. Венский университет получил такое разрешение с 1403 г., но за 94 года (с 1404 по 1498 г.) там было произведено всего 9 вскрытий. В немецком Грейфсвальдском университете человеческий труп впервые был вскрыт спустя 200 лет после организации этого учебного заведения. Как правило, вскрытие производил цирюльник, а профессор-теоретик сопровождал его действия чтением вслух на латинском языке анатомического сочинения Галена. Обычно вскрытие ограничивалось брюшной и грудной полостями.

В 1316 г. Мондино де Луцци (Mondino de Luzzi, ок. 1279–1326) составил учебник по анатомии, пытаясь заменить ту часть первой книги «Канона врачебной науки» Ибн Сины, которая посвящена анатомии. Сам Мондино имел возможность вскрыть только два трупа, и его учебник был компиляцией. Основные свои анатомические познания он почерпнул из плохого, полного ошибок перевода с арабского сочинения Галена. Тем не менее книга Мондино на протяжении двух веков оставалась признанным учебником по анатомии.

Только в Италии в конце XV–XVI вв. было разрешено вскрытие человеческих трупов с целью изучения и преподавания анатомии Среди отраслей практической медицины в Средние века наиболее стремительными темпами развивалась хирургия, на ниве которой подвизались не столько врачи, окончившие медицинские факультеты, сколько практики – костоправы и цирюльники. Наиболее полное обобщение опыта средневековой хирургии дал в XVI в. ее родоначальник Ги де Шолиак.

Выдающийся французский врач, отец хирургии Ги де Шолиак (Chauliac, 1298–1368) начал учебу в церковной школе, продолжил в университетах Тулузы и Монпелье. Как и многим странствующим врачам того времени, ему пришлось много путешествовать. Познания в различных областях медицины, в частности в офтальмологии, дали Ги де Шолиаку возможность общаться со многими представителями благородного сословия и высокопоставленного духовенства. В 1344 г. он стал сначала каноником монастыря Сен-Жюст близ Лиона, а затем местным прево (королевский чиновник, обладавший судебной, фискальной и военной властью в пределах административно-судебного округа). Не исключено, что эти должности давали ему возможность проводить хирургические операции в больнице монастыря. Впоследствии Ги де Шолиак стал папским лейб-медиком.

Во время пандемии чумы в 1348 г. с разрешения папы Климента VI провел вскрытия умерших от чумы, чтобы попытаться изучить причины этого бедствия и остановить его. Таким образом, Ги де Шолиак считается одним из первых врачей, проводивших вскрытие чумных в медицинских целях. Когда он сам заболел чумой, то, удалившись от людей, несколько дней вскрывал бубоны на своем теле и прижигал их. Для этого ему потребовалось немалое мужество, ведь бубоны – это распухшие лимфатические узлы, где размножается чумная палочка. Излечившись сам, он в дальнейшем применял этот метод лечения чумы, правда, с переменным успехом.

Кроме основополагающего трактата «Большая хирургия» (Chirurgia Magna), среди научного наследия Ги де Шолиака числятся многие другие работы, в частности «Трактат о чуме» (Tractatus de peste), «О лечении грыжи» (De ruptarum curatione). В работе «Начала хирургической медицины» (Inventorium… Chirurgicalis Medicinae) он представил данные об анатомии и прорезывании зубов, о сверхкомплектных зубах в постоянном прикусе и др.

Интересны описания Ги де Шолиаком попыток применения обезболивания при хирургических операциях с помощью паров наркотических веществ (опий, сок паслен, белена, мандрагора и др.), использовавшихся как снотворное у больных при ампутациях, хирургическом лечении грыжи, катаракты и др. Он рекомендовал пропитать губку наркотическими препаратами, затем высушить ее на солнце, перед операцией смочить теплой водой и дать подышать ее парами пациенту. Несмотря на свою хирургическую специализацию, не одобрял широкого применения оперативных вмешательств, если только речь не шла о жизни или смерти пациента.

Ги де Шолиак описал инструмент для удаления зубов, устроенный по принципу рычага и получивший название «пеликан» (применял ли сам Шолиак «пеликан» или только наблюдал за тем, как им пользуется цирюльник, неизвестно). «Пеликан» помогал хирургу-стоматологу надежно захватить зуб и аккуратно вытащить его вместе с корнем. Это приспособление позволяло успешно удалять и зубы мудрости65.

Средние века на Западе и Востоке характеризуются явлением, которого не знал Древний мир, а именно крупными эпидемиями. Среди многочисленных эпидемий Средневековья самую мрачную память о себе оставила в середине XIV в. «черная смерть» – чума с присоединившимися к ней другими болезнями. Историки на основании летописей, церковных записей о погребениях, городских хроник и других документов утверждают, что многие крупные города вымерли. Эти опустошительные эпидемии сопровождались разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни. Развитию эпидемий способствовал ряд факторов: возникновение и рост городов, отличавшихся скученностью, теснотой и антисанитарией; массовые передвижения огромного количества людей. (Так называемое великое переселение народов с Востока на Запад, а позднее – движение в обратном направлении в виде Крестовых походов, всего за период с 1096 по 1270 г. состоялось восемь походов.) При этом как в древности, так и в средневековую эпоху в понятие «мор» включали и другие заболевания: тиф (в первую очередь сыпной), оспу, дизентерию и др. Нередко случались смешанные эпидемии.

Широкое распространение проказы (под этим названием также ошибочно рассматривали ряд кожных поражений, в частности сифилис) во время Крестовых походов обусловило образование ордена Святого Лазаря для призрения прокаженных. Поэтому и больницы для прокаженных получили наименование лазаретов. Наряду с лазаретами были убежища и для других заразных больных.

В крупных портовых городах Европы, куда торговые корабли завозили возбудителей эпидемий (Венеция, Генуя и др.), возникли особые противоэпидемические учреждения, вошли в практику специальные мероприятия, такие как карантин (дословно «сорокадневие» – срок изоляции и наблюдения над экипажем прибывших судов). Появились особые портовые надзиратели – «попечители здоровья». Позднее, также в связи с экономическими интересами средневековых городов, начали действовать «городские врачи», или «городские физики», как их называли в ряде европейских стран, которые занимались в основном противоэпидемической работой. В ряде крупных городов были опубликованы регламенты (правила), предотвращавшие занос и распространение заразных болезней. Известны, например, лондонские, парижские, нюрнбергские правила такого рода.

Для борьбы с широко распространенной в Средние века «проказой» были выработаны строгие меры, как то: изоляция «прокаженных» в ряде стран в так называемые лазареты, снабжение «прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком, чтобы он мог издалека подавать предостерегающие сигналы о своем приближении. у городских ворот привратники осматривали входящих и задерживали подозрительных на «проказу»66.

Борьба с заразными болезнями способствовала и проведению некоторых общесанитарных мероприятий – в первую очередь по обеспечению городов доброкачественной питьевой водой. К числу древнейших в средневековой Европе санитарных сооружений относятся и водопроводы древнерусских городов.

Вслед за первыми больницами на Востоке (в Кесарии и др.) появились стационары и в Западной Европе. К числу первых больниц, точнее, богаделен, принадлежали Лионский (VI в.) и Парижский (VII в.) «Отель-Дьё» («Дом божий»), позднее – госпиталь Святого Варфоломея в Лондоне (XII в.) и др. Чаще всего больницы устраивали при монастырях.

56 Сорокина Т.С. История медицины : учебник. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - С. 79-86 ; Дом Мудрости: хранилище знаний, не дожившее до наших дней /Библиотека Мироздания // Дзен. - URL: http : // www.dzen.ru/a/YKD4ymjomy75n2zd (дата публикации: 16.05.2021).

57 Мирский М.Б. История медицины и хирургии : учебное пособие. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 528 с.

58 Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес) // Арт Планета Small Bay. - URL: https://smallbay.ru/private/alch_rhazes.html (дата обращения: ДД.ММ.ГГГГ).

59 Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности : очерки истории. - М. : Наука, 2000. - С. 59-66.

60 Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки : в 5 кн. / пер. с араб. - 2-е изд. - Ташкент : ФАН, 1979-1982.

61 Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей. - М. : Медицина, 1990. - 165 с.

62 Арутюнян Л.А, Кцоян А.С. Мхитар Гераци - выдающийся армянский врач 12-го столетия : к 850-летию со дня рождения // Советское здравоохранение. - 1968. - № 6. - С. 64.

63 Пицхелаури Г.З. Амирдовлат Амасиаци : к 500-летию со дня выхода его книги «Польза медицины») // Советское здравоохранение. - 1969. - № 11. - С. 78.

64 Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы / пер. с лат. Ю.Ф. Шульца. - М. : Медицина, 1970. - 112 с.

65 Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. - М. : Наука, 2000. - 796 с.

66 Изуткин Д.А. Эпидемии в эпоху классического Средневековья в Европе // Медицинский альманах. - 2018. - № 5. - С. 34-37.

Дополнительные материалы к лекции