Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 6

Византийская империя.
Медицина на Руси до XV века.

Христианство утверждается на развалинах античного мира.

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 6

МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Падение Западной Римской империи в 476 г. стало для Западной Европы историческим рубежом между рабовладельческим строем и пришедшей ему на смену новой формацией – феодальной, между так называемой древностью и Средними веками.

Средние века, или Средневековье, – период истории Европы и Ближнего Востока, который следует после эпохи Античности, или Древнего мира, и предшествует Новому времени. Процесс перехода от рабовладения к феодализму протекал в специфических для каждой страны формах и в разные исторические эпохи. Так, в Китае это произошло около III–II вв. до н. э., в Индии – в первые столетия нашей эры, в Закавказье и Средней Азии – в IV–VI вв. н. э.,, в странах Западной Европы – в V–VI вв., в России – в IX столетии.

Впервые деление истории на античную и новую ввел Франческо Петрарка в 1330-х гг. Для обозначения периода после конца Античности до Возрождения Петрарка использовал термин «темные века». Современное деление на три периода – Античность, Средние века и Новое время – появилось в работах гуманистов XV в. В их представлениях Средние века являлись периодом одичания античного мира, а Новое время они считали периодом Возрождения. Такая трихотомия стала стандартной в XVII столетии.

В периодизацию всемирной истории понятие «Средние века» было введено немецким ученым Кристофом Келлером, который установил общепринятое трехчленное деление истории на древнюю, средневековую и новую. В качестве Средневековья Келлер обозначил период от разделения Римской империи при Феодосии I на Западную и Восточную части (395) до захвата Константинополя османским султаном Мехмедом II Завоевателем (1453).

Периодизация эпохи Средневековья условно включает три основные этапа:

1) раннее Средневековье (V-X вв.), также именуемое «Темными веками»; характеризуется деградацией латиноязычной ученой культуры и иных продуктов римской цивилизации (городской строй, гражданское право, прямое налогообложение и др.);

2) высокое Средневековье (XI-XIII вв.); хронологически совпадало с эпохой Крестовых походов в Святую землю (1096-1272), характеризовалось расцветом рыцарской культуры и христианской теологии;

3) позднее Средневековье (XIV-XV вв.); ознаменовалось утратой благородным сословием своей ведущей военной и социально-политической роли в обществе, превращением из вассалов правителя в его подданных (по словам нидерландского историка и философа Йохана Хейзинга «осень Средневековья»).

Позднефеодальный период (XVI - середина XVII вв.), согласно марксистской историографии, теперь более известен как раннее Новое время.

Эпоха Средневековья представлена большой группой этнографических, вещественных, изобразительных и письменных источников.

Политическое и социально-экономическое развитие европейского Средневековья делится на несколько исторических этапов:

1) господство феодализма, то есть вассально-ленных (иерархических) отношений внутри элиты, основанных на личной верности вассала своему сеньору и дополненных системой условного землевладения (человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, - сеньором);

2) монополия господствующего класса феодалов на земельную собственность, соединенная с их исключительным правом на политическую власть в государстве (принцип nulla terra sine domino - «нет земли без сеньора»);

3) реализация земельной собственности при помощи труда крестьян, которые за право держания земли несли повинности (феодальную ренту) в пользу феодала - барщину или оброк (денежный либо натуральный);

4) система внеэкономического принуждения (прикрепление крестьянина к земле) как средство реализации феодальной ренты.

Историческому процессу падения Западной Римской империи предшествовал ряд знаковых событий.

Римская империя достигла наибольшей территориальной протяженности во II в. Управлять огромным полиэтническим конгломератом становилось все сложнее. В результате контроль над удаленными регионами начал ослабевать. Экономические проблемы, внешнее давление вдоль границ в III в. привели к кризису, во время которого императоры постоянно сменялись путем вооруженных переворотов.

Император Диоклетиан (284–305) в 286 г. установил режим тетрархии, разделив империю на самоуправляемые западную и восточную части. При этом современники не считали их отдельными государствами, поскольку законы и назначения, установленные в одной части, действовали и в другой.

В 330 г., по завершении периода гражданских войн, император Константин I (ок. 306–337) основал на месте греческого поселения Византия новую столицу Восточной Римской империи – Новый Рим, в дальнейшем переименованный в Константинополь. С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, то есть неограниченной власти императора. Монарху стали оказывать невиданные до того времени почести. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). Сам Константин был язычником и принял христианство только на смертном одре.

Феодосий I (379–395), ставший последним императором единой Римской империи, выбрал и утвердил на I Вселенском соборе в городе Никее так называемую никейскую формулу христианства в качестве единой государственной религии империи. Одновременно он преследовал другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы (после 393 г. перестали проводиться Олимпийские игры). Деятельность императора Феодосия определила дальнейшее религиозное развитие Европы, неслучайно он получил эпитет «Великий».

С другой стороны, в период правления Феодосия в армии продолжились процессы замещения варварами римских легионеров, а готам было разрешено селиться на территории империи. осле его смерти империя окончательно разделилась на западную и восточную часть, получившую в современной историографии название Византия. Первым западноримским императором стал Гонорий, Восточную Римскую империю возглавил Аркадий – сыновья Феодосия I.

Вторжения варварских племен совершенно изменили политическую и демографическую ситуацию на территории Западной Европы. К концу V в. бывшая Западная Римская империя была разделена на малые государственные объединения, управляемые представителями вторгшихся племен. В 476 г. глава отряда наемников Одоакр низложил последнего западноримского императора Ромула Августа, имевшего прозвища Августул («мелкий Август») и Момиллус («мелкий позор»). Этот год считается датой падения Западной Римской империи. Знаки высшей власти были отосланы в Византию. Формально Одоакр правил в статусе представителя византийского императора, однако фактически был независим, как и другие варварские правители. Византия не имела контроля над территориями в Западной Европе вплоть до правления императора Юстиниана I (482–565), присоединившего территории вандалов на Севере Африки (Вандальская война, 533–534 гг.), часть Италии (Византийско-готские войны, 535–554 гг.) и юго-восток Испании.

Восточная часть Римской империи отличалась от западного более высокого уровня торговли и ремесла развитием и экономическим процветанием городов.

Именно Восток, и прежде всего Египет, являлся хлебной житницей всей империи. Там выращивали и обрабатывали лен и хлопок, занимались стекольным производством, обслуживающим другие провинции. Большого развития на Востоке, в частности в Малой Азии, достигло скотоводство. Почти все восточные страны, особенно Сирия, славились железными и ювелирными изделиями, коврами. Города Ближнего Востока: Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес и др. – были центрами оживленной торговли.

Преобладающая экономическая роль стран Ближнего Востока возросла после падения Западной Римской империи и сохранения Восточной Римской империи под названием Византийской. Расширение торговых связей с Индией, Цейлоном, Абиссинией, Средней Азией (Бухара, Хорезм), Закавказьем, Китаем и другими регионами привело к дальнейшему росту промышленности, науки, культуры. В VI в. в Византию из Китая были доставлены шелковичные черви, и начало быстро развиваться шелководство, изготовление шелковых тканей.

В период раннего феодализма Византия и народы Ближнего Востока достигли более высокого уровня материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь в дополнение к старым центрам античной цивилизации (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) возникли новые - например Константинополь. Научная мысль здесь не замирала в V-VII вв., как это случилось на Западе.

Византия явилась прямой наследницей античной культуры, она сберегла ее и сохранила в ту пору, когда Западная Европа, попав во власть варварских племен, находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В IX–XI вв. Византия выделялась уровнем своего развития, в X столетии была самой просвещенной страной мира, крупнейшим культурным центром на Востоке Европы. Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Западной Римской империи, и только в середине XV в. ее завоевали турки-османы.

На политическую, военную и культурную жизнь Византийской империи большое влияние оказывали славянские народы – болгары, сербы, хорваты и др. Славяне проникали на территорию империи из-за Дуная, селились на ее границах. Свободное, незакрепощенное, жившее общинами славянское крестьянство составляло наряду с армянами контингент, из которого набиралась лучшая часть византийской армии, в том числе и ее полководцы. Византия неоднократно видела на своей территории победоносные войска славян. Походы дружин Олега и Игоря в X в. сменялись переговорами и установлением дружественных отношений Византии с русскими князьями – Олегом, Святославом и Владимиром.

Христианство все более утверждается на руинах античного мира, вытесняя языческую религию. Церковь, тесно переплетаясь с феодальным государством, вела неутомимую борьбу с инакомыслием. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира оказывали огромное влияние на всю общественную жизнь Византии: идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство, различные области знаний, в том числе медицину.

Медицина в Византийской империи

Столица Византийской империи, Константинополь, не могла бы достичь своего величия и обеспечить нормальную жизнь тысяч людей без решения двух проблем: обеспечения чистой питьевой водой и организации мест для ее хранения на случай осады города неприятелем. Скалистая почва Константинополя не позволяла снабжать его питьевой водой, колодцы же давали ее в ничтожно малом количестве.

Самым выдающимся гидротехническим сооружением Византии являлся акведук Юстиниана. Свои четыре огромные двухэтажные арки (высотой 36 метров) он перекинул через поток, ширина которого равняется 114 метрам. Столбы акведука прорезаны с четырех сторон, а вода течет вверх по особой канавке, укрытой каменной кладкой. Это сооружение настолько прочное, что столетия почти не оставили на нем разрушительных следов.

В ближайшем соседстве с форумом Феодосия проходил водопровод Валента, пересекавший весь город. Возведение его началось еще при императоре Константине Великом, а закончилось в 378 г. Построен он был из камня, взятого из развалин Халкидонской стены. Двумя рядами полукруглых аркад водопровод соединял третий и четвертый холмы Константинополя. Вода, которая шла по нему, попадала в цистерну, а оттуда поступала в царский дворец. Акведук Валента поднимается над землей на высоту 23 метра, длина его равняется 800 метрам (прежде она достигала 1 километра), но к настоящему времени большая часть его аркад пришла в упадок.

Цистерны древнего Константинополя представляли собой сложные сооружения. В IV столетии в городе сначала сооружали открытые цистерны – огромные бассейны, окруженные деревьями; глубина некоторых цистерн достигала 5 метров. Среди закрытых цистерн особенно известной была цистерна Филоксена (64 х 56 метров). Она была покрыта сводами, опиравшимися на арки, которые поддерживались 224 колоннами (16 рядов по 14 колонн в каждом). Построили ее в начале VI в., назвали ее в честь сенатора Филоксена, приказавшего создать этот крупнейший подземный резервуар Византийской империи. При византийских императорах эта цистерна предназначалась для иностранцев, поэтому, согласно другой версии, ее название «Филоксена» происходило от слов «гостелюбивый», «гостеприимный». На каждой колонне и ее капители были высечены надписи, начинавшиеся фразой: «Здравствуй, друг-странник!». Турки, завоевавшие Константинополь, были настолько поражены красотой цистерны, что назвали ее «Бин Бир Дирек» («1000 и одна колонна»), хотя тысячи колонн здесь, конечно, не было.

Большую цистерну, которая находится в исторической части Стамбула, турки называют «Еребатан Сарай» («провалившийся дворец», «подземный дворец»). Построена она была при императоре Юстиниане под двором здания суда. Своды этой огромной цистерны (143 х 65 метров) поддерживают 336 колонн; высота каждой из них составляет 9 метров, расстояние между ними – 4 метра.

Византия как продолжательница римской культуры и традиций унаследовала и такие важные объекты гигиены, как термы. Их строительство практически не прекращалось. Так, большие термы были сооружены, например, в Несебыре (ныне Несебр, Болгария) во время правления императора Юстиниана I.

Интересен тот факт, что личная гигиена в средневековой Европе практически отсутствовала. Более того, монастырские уставы содержали недвусмысленные указания на этот счет: мыться надлежало от двух раз в месяц до нескольких раз в год, а иногда «от Пасхи до Пасхи». Тогда как византийские врачеватели предписывали больным баню 1–2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).

Несомненной заслугой средневековой медицины Востока явилось создание гражданских больниц и аптек. Больницы существовали и в античном мире, но преимущественно в виде военных госпиталей-валетудинариев. Больницы для гражданского населения впервые появились в Средние века. Одни из них возникали на базе приютов для путешествующих («странноприимные дома» на Руси), другие трансформировались из приютов и богаделен для увечных и неизлечимых пациентов, психически больных. С налаживанием экономических связей между странами все более многочисленным становился отряд путешествующих купцов. Дальняя дорога и трудности передвижения способствовали распространению заразных болезней. Вот почему при постоялых дворах на больших дорогах появились комнаты для заболевших в пути, а затем и специальные помещения. Подобные учреждения существовали и ранее, при храмах в Египте и других странах Древнего Востока.

В Византии содержание больниц сосредоточилось в руках церкви. В христианских монастырях, которые возникли на востоке Римской империи еще в III в., монахи принимали всех нуждающихся в помощи, и к монастырям потянулись больные люди. Начиная со второй половины IV столетия количество монастырей в Византийской империи стало увеличиваться. В VI в. в одном только Константинополе было свыше 70 монастырей на каждого двенадцатого жителя приходился один монах. В Византии берет свое начало так называемая монастырская медицина45.

В 370 г. император Византии Василий Великий предложил внести в монашеские уставы положения об устройстве приютов для больных путников (ксенодохий), которое до сих пор сохранило свое значение для православного монашества.

Первая большая христианская больница была основана Василием Великим при монастыре в маленьком городе Кесария Каппадокская в 370 г. Эта больница послужила прототипом для создания ей подобных на Востоке, а впоследствии и на Западе. Устав монастыря, при котором находилась Кесарийская больница, предусматривал порядок призрения и лечения больных. Уставы византийских монастырей содержали подробное описание хозяйственного распорядка больниц, лечения больных, обучения медицинскому делу и др.

В каждом здании больницы лежали пациенты с определенными заболеваниями. Была на территории больницы и колония для прокаженных – прообраз современного лепрозория.

Врачи оказывали помощь при известных им заболеваниях и отказывались помогать, если не знали, что именно нужно делать. При воспалении легких (сильный кашель, температура и боль в груди) больному делали кровопускание, что еще больше ослабляло его силы, а затем давали горячее питье из трав, которые в этом случае не могли произвести лечебного действия. Кровопускание, заимствованное у древних цивилизаций и по всякому поводу применявшееся в эпоху Средневековья, приводило, как правило, к ухудшению состояния больного.

Более успешно в больницах лечили травмы – переломы и ранения.

Большой известностью пользовалась больница для бедных при монастыре Христа Пантократора в Константинополе. И монастырь, и больницу при нем основали в XII в. император Иоанн II Комнин (1087–1143) и его супруга императрица Ирина. Здесь было пять отделений, включая отделение женских болезней. В штате больницы имелись хирурги, повитухи. Оплата работы медиков осуществлялась продуктами, деньгами и жильем. В то же время врачи не имели права заниматься частной практикой без специального разрешения императора. Одновременно здесь могли лечиться 50 человек. При больнице даже была медицинская школа.

Аптеки, появившиеся в Византии, представляли собой склад лекарств, подготовка и продажа которых была сосредоточена в одном месте (практически так же, как и сейчас). Кроме того, в аптеках продавали сопутствующие товары: пряники, чернила и др. Среди лекарств могли встретиться снадобья «от трусости», «от неразделенной любви», «для ума» и т.п. Считается, что именно в Византии появились библиотеки, которые назывались аптеками для души. В них хранили и переписывали труды древних авторов.

В середине IX в. в Византии сложилась высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией преподавали также медицину. Подготовка врачей, ранее носившая индивидуально-ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с изучением других наук.

Поскольку христианская церковь запрещала пролитие крови и препарирование трупов, медицинские знания черпали в основном из трудов античных авторов.

Главными источниками при изучении медицины были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена, извлечения из которых служили основой для компиляций, соответствующих духу христианства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений. Основными трудами о растительном мире были тогда работы «отца ботаники» Теофраста, или Феофраста (372-287 гг. до н. э.)46.

Первыми христианскими врачами были братья Косма (Козьма) и Дамиан (III в.). Образованные и искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные недуги людей, лечили даже животных. Считают, что искусство исцелений им было даровано свыше. При этом братья никогда не брали платы с тех, кого лечили. Слава о Косме и Дамиане распространилась повсюду, к ним стекалось множество больных, которые прославляли врачевателей как бессребреников и чудотворцев.

В составе культуры античного мира Византия сохранила древнегреческую и римскую медицину. Содействуя возрождению культуры в Западной Европе, передала это бесценное наследие другим народам.

Врач византийского императора Юлиана Отступника Орибасий (Орибазий, 326–403) в IV в. собрал греческую медицинскую литературу и составил обширный «Медицинский сборник» (Collectiones medicae). Труд Орибасия представлял собой компиляцию из работ античного периода, содержавшую обширные выписки из сочинений древних медиков, в 70 книгах. Наряду с извлечениями из работ различных авторов Орибасий включил собственные выводы и обобщения.

Впоследствии Орибасий сделал для своего сына Евстафия сокращенный сборник в 9 книгах. Это был своего рода справочник, который содержал простые рецепты и мог служить подспорьем даже для людей без медицинского образования. Многие сочинения Орибасия сохранились в латинском переводе47.

Подобно Орибасию, работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский, Александр Траллийский (VI в.) и Павел Эгинский (VII в.) были энциклопедистами, составителями сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. В этом состоит крупная историческая заслуга византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопедические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.

Аэций Амидийский (Амидский, VI в.) – известный византийский врач родом из города Амиды. Расцвет его врачебной деятельности в городах Александрия и Константинополь пришелся на период с 530 по 560 г. Аэций составил 16-томную энциклопедию по медицине «Четверокнижие» (Tetrabiblon), называемую так из-за ее четырех разделов. Энциклопедия изобилует цитатами из трудов многих древних греческих и римских авторов; непонятные ему мысли Галена и Орибасия в ней часто упрощены. Первые восемь книг «Четверокнижия» содержат сжатое изложение основ фармацевтики, диетологии, общей терапии, гигиены, симптоматики, общей патологии. Наряду с этим были рассмотрены вопросы о температуре тела и исследовании мочи. Освещены болезни головы, гинекология и акушерство, косметология и зубоврачебная практика, применение слабительных средств, кровопусканий и др. Раздел офтальмологии энциклопедии Аэция считался лучшим изложением знаний в этой области медицины вплоть до эпохи европейского Просвещения. Также «Четверокнижие» содержит сведения по токсикологии, описания ядовитых существ. В отличие от Александра Траллийского, Павла Эгинского и Орибасия, Аэций интересовался больше теорией медицины, нежели ее практическими проблемами. Однако его фундаментальное «Четверокнижие», хотя и написанное сухим, тяжеловесным языком, сыграло важную роль в истории медицины48.

Александр Траллийский (Тралльский, Траллесский, ок. 525–605) – византийский врач, родился в городе Траллы, жил в Риме, написал сочинение по патологии, в котором выказал себя оригинальным мыслителем. Его труд имел большое влияние на развитие медицины в Византии и арабском мире.

Несмотря на господствовавшее в ту пору слепое поклонение авторитетам, преимущественно Галену, он руководствовался самостоятельными наблюдениями. В своих сочинениях предостерегал врачей от увлечения догматическими, отвлеченными от практики концепциями. Напротив, при лечении больных рекомендовал обращать внимание на состояние организма, возраст, телосложение и образ жизни больного, а также на влияние внешних окружающих условий, времени года, погоды.

Главное сочинение Александра Траллийского – 12-томное описание всех внутренних болезней, кроме хирургических, головы, ушей, полости рта, сердца, легких, желудка, кишечника, печени, половой и мочеиспускательной систем и др.

Впервые сочинение появилось в печати на греческом языке в 1548 г., затем несколько раз издавалось в латинских переводах. Также ему принадлежит небольшая работа о глистах, написанная в форме писем, впервые напечатанная в Венеции в 1570 г. В ней упоминалось и о прободении кишок49.

Павел Эгинский (первая половина VII в.) – византийский врач, родившийся на острове Эгина, выдающийся хирург и акушер своего времени. Его компилятивный «Компендиум врача в семи книгах» (Compendii medici libri septem) служил в Европе учебным пособием по медицине на протяжении всей эпохи Средневековья. Наряду с извлечениями из сочинений Галена, Аэция и Орибасия, в хирургической части трактата содержится много собственных наблюдений автора.

Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения - обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху Возрождения медицинские факультеты, в частности Парижского университета, рекомендовали изучать хирургию по сочинению Павла Эгинского. Хирургический том лег в основу сочинения арабского врача Абу-ал-Касим аз-Захрави. Павла Эгинского часто цитировал в своем «Каноне» Ибн Сина50.

Важным событием в истории медицины этого периода стала первая пандемия чумы, или Юстинианова чума (541–700), которая началась в Египте и охватила территорию всего цивилизованного мира. Погибло около 100 миллионов человек, а Византия потеряла примерно половину населения.

Благодаря сохранившимся летописям ученые установили время разгара чумы – 540–541 гг. Также предполагается, что первый источник чумы появился в Эфиопии или Египте, после чего по торговым каналам (через Средиземноморье) болезнь достигла Константинополя и далее из этого центра распространилась на северные, южные и восточные части Византии, затем перекинулась на соседние страны. Позднее эпидемия прошлась по Северной Африке, Европе, Центральной и Южной Азии и Аравии, но за все это время практически не коснулась Восточной Азии.

По одной из версий, косвенной причиной пандемии могло стать массовое переселение народов. Катализатором многих миграций стал климатический пессимум (общее похолодание) раннего Средневековья. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих 700–800 лет. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счете масса германских переселенцев, к началу V в. было уже плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Процессы миграции заложили основу для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья. Двигаясь в поисках лучшей жизни на новые земли, путешественники вместе с культурой и обычаями приносили и новые, ранее неизвестные болезни.

В Византийской империи эпидемия достигла апогея около 544 г., когда в Константинополе ежедневно умирало до 5 тысяч человек, а в отдельные дни смертность достигала и 10 тысяч. Прокопий Кесарийский, один из самых знаменитых византийских писателей-историков, оставил такое свидетельство: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил: ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней не сожженными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло…»

Течение этой болезни описал византийский историк Евагрий Схоластик, сам переболевший ею: «Язва эта обнаруживалась различными болезнями: у некоторых она начиналась с головы, причем глаза наливались кровью, лицо опухало, потом переходила к горлу и, охватив его, лишала человека жизни; у других открывался понос; у третьих обнаруживалась опухоль в паху, а затем – необыкновенная горячка, и они на другой или на третий день умирали, вовсе не сознавая себя больными и чувствуя крепость в теле; иные впадали в помешательство и в этом состоянии испускали дух; иногда вскакивали на теле и поражали людей смертью черные язвенные чирьи; некоторые, подвергшись язве однажды или дважды и оправившись от нее, после опять подвергались ей и умирали. Способы заимствования болезни были столь разнообразны, что их и не сочтешь: одни гибли от того только, что общались и ели вместе с больными; другие – от одного прикосновения к ним; иные – побывав только в доме, а те – на площади; некоторые, убежав из зараженных болезнью городов, сами оставались невредимы, зато приносили с собой болезнь здоровым; а были и такие, которые при всем том, что жили с больными и прикасались не только к зараженным, но и к умершим, оставались совершенно свободными от болезни; иные же, лишившись всех своих детей или домашних, хотя и желали умереть и нарочно общались с больными, однако не подвергались заразе, так как бы она действовала наперекор их желанию. Эта язва… продолжает свирепствовать до сего времени 52 года, и превзошла все прежде бывшие язвы» (Церковная история. Книга 4, глава 29).

Болезнь проходила преимущественно в бубонной и септической формах. Никто из современников эпидемии не упомянул о таком бросающемся в глаза признаке, говорящем о легочной чуме, как кровохарканье. Особенный ужас наводила на современников первично-септическая чума. Внешне здоровый человек при ней быстро погибал, причем до появления каких-либо клинических признаков. Жертвами чумы на Востоке стало около 66 млн человек (погибло 66 % населения Константинополя), в Европе от нее умерло до 25 млн человек.

В 1453 г., после захвата Константинополя турками, последние византийские территории вошли в состав Османской империи, и Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось еще в течение многих столетий.

Медицина в Киевской Руси

Богатая и яркая культура Киевской Руси своими корнями уходит в многовековое самобытное развитие восточнославянских народностей, начиная с антских племен (VI в.) и походов славян на Византию.

Во второй половине IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь, игравшую выдающуюся роль в политической и культурной жизни Европы того времени. В период существования Киевской Руси восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность. Окончательное объединение всех земель восточных славян в Киевскую Русь произошло при князе Владимире Святославиче (?–1015), которого в народе называли «Красное Солнышко». Принятие в 988 г. христианства способствовало централизации и укреплению государства, установлению и развитию экономических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими христианскими европейскими государствами. Вместе с христианством Русь унаследовала высокие духовно-нравственные ценности: милосердие, сострадание, служение ближнему. Христианство приняло под свое непосредственное покровительство и врачевание.

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободным благодаря разносторонним международным связям от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы Киевская Русь не знала влияния схоластики в науке и образовании. А.И. Герцен называл Киевскую Русь «цветущей и ясной Киевской эпохой». Вместе с христианством появились замечательные творения зодчества, живописи (иконопись) и прикладного искусства. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, сочинений XI–XII вв., были созданы оригинальные литературные и исторические произведения: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Слово о полку Игореве» и др.

Историю врачевания на Руси принято разделять на четыре этапа:

1) врачевание праславянского периода;
2) врачевание и медицина в Древней Руси;
3) медицина периода нашествия Золотой Орды и последующего возрождения русской государственности;
4) медицина Московского государства.

Зачатки медицины у восточных славян имелись еще в первобытнообщинном периоде, когда врачевание волхвов, знахарей сочетало в себе народный опыт с элементами целительства соседних народов.

Во времена язычества и верования в силы природы главными способами лечения являлись заговоры, заклинания. Примером такого лечения может быть заговор от зубной боли: «Как земляника эта засыхает и завядает, так чтобы у раба божия зубы замирали и занемели, чтобы черви и пути занемели, по сей день, по сей час»51. Древнеславянские заговоры и есть истинные корни русской народной медицины.

Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинскую практику частного характера, медицинское попечительство и больничную помощь. В связи с развитием ремесла в Киевской Руси (IX–XIII вв.) получила развитие народная медицина. Она сформировалась на основе эмпирических знаний, способов и приемов врачевания племен, входивших в состав Киевского государства. В основе научной медицины лежит эксперимент, который опирается на эмпирические знания, создавая обоснованные концепции, намечая тенденции в развитии медицины.

Носителями медицинских знаний были народные знахари – лечцы, а также врачеватели, для которых лечение людей было профессией, – лекари. Свой практический опыт они передавали из поколения в поколение, широко используя на практике различные средства растительного, животного и минерального происхождения. Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, в качестве противопростудных средств применяли имбирь, перец считался панацеей от всех болезней, мускатный орех использовался как мочегонное средство. Особый «авторитет» имело семейство луковых, в особенности лук и чеснок. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Из средств животного происхождения применяли сырую печень трески (для лечения куриной слепоты), бобровую струю (как тонизирующее), деготь (для лечения чесотки), желчь животных, сало, молоко. При болезнях сердца, эпилепсии, для лечения душевнобольных, при запоях применяли секрет железы кабарги – мускус. В числе минеральных лекарственных веществ врачеватели широко использовали лазурит в качестве слабительного, алмаз – для смазы вания краев гнойных ран и язв, лечения десен при цинге. Из агата, который ценился в Древней Руси за свои лечебные свойства, готовили посуду для перевозки и хранения лекарств. Особым уважением пользовался аметист как противоядие при алкогольном отравлении.

За советом и помощью к народным целителям обращались как простые люди, так и великие князья. Так, в «Патерике Печерском» при описании падения с лошади одного из военачальников говорится, что князь явился к пострадавшему в сопровождении «врачев».

Опыт народной медицины получил обобщение в многочисленных травниках и лечебниках. Рукописные лечебники можно считать медицинскими энциклопедиями, в которых помимо сведений о болезнях и лекарствах давалось описание течения болезней, способов их распознавания.

Врачеванием занимались как светские люди – профессионалы (мужчины и женщины), так и духовенство (главным образом монахи в монастырях). Врачебное дело пользовалось уважением и почетом, что подтверждают многочисленные письменные памятники. Светским (вольным) врачевателям полагалась плата за лечение в отличие от «безмездного» монастырского врачевания.

Несмотря на отдельные случаи антагонизма в отношениях монастырского и светского врачевания, это была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была скреплена христианской религией и единым идеалом – служением ближнему. Светская медицина представляла собой зачатки будущей научной медицины. Для периода Киево-Новгородской Руси характерно наличие более передовой санитарной культуры (общественной, пищевой, личной), чем в соседних странах. Например, при раскопках в Новгороде был обнаружен деревянный трубопровод, относящийся к X–XI вв.

Важной составной частью медико-санитарного быта Древней Руси была русская баня, первое описание которой содержится в летописи Нестора (1113). Банными процедурами лечили простуду, радикулит, остеохондроз, кожные заболевания, в бане принимали роды.

Среди лекарей-профессионалов рано произошло выделение узких специалистов: «кровопусков», мастеров «очных дел», «чепучинных лекарей» (лечение венерических заболеваний), «резальников», «камнесеченцев», «зубоволоков», знатоков «почечуйных дел» (лечение геморроя), костоправов, которые врачевали вывихи и переломы втиранием мазей, а также повивальных бабок и др. В Киеве пользовались в основном услугами врачей-иноземцев: греков, армян, сирийцев и других, – которые приглашались для лечения знати52.

В середине IX в. братья Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (ок. 815–885) создали славянскую азбуку – кириллицу, а в X в. на Руси распространилась письменность, началась переписка книг. Имеются сведения о княжеских библиотеках, которые устраивали при монастырях. Первая из них была открыта князем Ярославом Мудрым (ок. 978–1054). Монастыри являлись культурными центрами Древней Руси, средоточиями знаний, в том числе и медицинских, куда поступали античные и раннесредневековые медицинские рукописи. На славянский язык их в XI–XII вв. переводили монахи-летописцы Никон, Нестор, Сильвестр и др., порой дополняя тексты собственными наблюдениями и выводами, основанными на опыте народного врачевания.

Сведения о деятельности врачей Киевской Руси имеются в разных источниках: летописях, юридических актах, уставах53.

Примером таких документов служит «Русская правда» (IX–XII вв.), в которой утверждалось право на медицинскую практику и взимание платы за нее. «Изборник Святослава» (XI в.) содержит указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним врача и оплачивать его труд. В «Изборнике» приведены названия и даны описания наиболее распространенных на Руси болезней, особенно психических, предпринята попытка уяснить их причины, сформулировать цели и задачи врачевания. Основой «Устава Великого князя Владимира Святославича» (X–XI вв.) были греческие книги, переведенные в X в. на болгарский язык, а затем переписанные и дописанные древнерусскими книжниками. В «Уставе» есть записи по астрологии, лекарственной ботанике, минералогии, представлены гигиенические советы, рекомендации по поводу диет, другие медицинские советы.

Специальных медицинских книг до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, о чем говорят биологические и медицинские сведения в книгах общего содержания. Например, в «Шестодневе» Иоанна Болгарского есть сведения о том, как устроено человеческое тело и работают его органы: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка («слезна»). Кроме того, популярностью пользовался «Физиолог» – компилятивный греческий трактат из работ античного периода природоведческого характера (о камнях, деревьях, животных, птицах и др.).

Основные виды помощи в этот период – это лечение ран, желудочно-кишечных заболеваний, вправление грыж, лечение детей, помощь при родах. Во многих рукописных источниках значительное место уделяется лечению зубных болезней с помощью не только заговоров, заклинаний, но и путем применения лекарственных средств (полоскания настоями трав, припарки семенами, компрессы, использование камфары).

Внучка Владимира Мономаха, царица Евпраксия (Зоя), в 1122 г. вышедшая замуж за византийского императора, овладела медицинскими знаниями, изучая труды Гиппократа, Ибн Сины и др. В XII в. она написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои-царицы», состоявший из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В этом трактате можно найти сведения и по зубоврачеванию: описаны прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом, лечение зубной боли, устранение запаха изо рта, даны рекомендации по врачеванию различных болезней полости рта. Этот трактат хранится в библиотеке Лоренцо Медичи (Флоренция), а перевод – в Российской государственной библиотеке (Москва).

С XI в. в Киевской Руси стали строить больницы при монастырях (Киево-Печерская лавра, 1060 г.; Переяславль, 1091 г.), которые предназначались для лечения монастырской братии и местного населения. Основателем больницы в Переяславле был митрополит Киевский Ефрем (1091), который заложил «строение банное и врачеве в больнице всем приходящим безмездно врачевание»54. Первые сведения о монатырской больнице Киево-Печерской лавры приведены в «Киево-Печерском патерике», который сообщает о нескольких монахах-подвижниках, посвятивших себя врачеванию.

В их числе упоминаются «пречудный лечец» Антоний (XI в.), который «особо о немощных имел попечение», преподобный Алимпий (XI в.), будто бы вылечивший проказу у одного киевского жителя. Более всего был известен преподобный Агапит (XI в.), исцеливший Владимира Мономаха, которого раньше безуспешно лечили светские врачи. Кроме того, «Патерик» содержит первые сведения о врачебной этике на Руси.

Первые иноземные врачи прибыли в Киевскую Русь из Византии и с Востока. Некоторые из них, по-видимому, врачевали довольно умело, судя по характеристике, данной летописцем одному из таких врачей: «Хитер зело, яко прежде не бытии таковому». К иностранным врачам того времени относится врач-армянин Петр Сириянин – «лечец вельми хитер». Так как люди духовного звания долгое время были наиболее грамотным классом общества, они и стали переводить с греческого языка медицинские книги.

В Киевской Руси существовали различные взгляды на возникновение, развитие и лечение болезней. Ведущая роль отводилась распознаванию (диагностике) заболеваний, сбору сведений о прошлой жизни, осмотру больного, оценке того, как он сидит, ходит, разговаривает, улыбается. Установленные признаки назывались «знатьба» («свидетели»). Язычники объясняли болезнь немилостью богов, наказанием разгневанных сил природы, а сторонники христианства – как кару небесную, посланную Всевышним. Соответственно и лечение состояло в исполнении либо языческих ритуалов, либо христианских обрядов (молитвы, строительство храмов и др.). К причинам болезней врачеватели относили и стихийно-материалистические факторы (погрешности в питании, нарушения правил санитарии и гигиены, неблагоприятное воздействие внешней среды). Церковь старалась уничтожить языческие верования, пытаясь заменить их христианскими55.

В русских летописях, наряду с описаниями болезней князей и представителей высшего сословия, даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси назывались «мором», «повальными болезнями».

Древняя Русь часто переживала большие эпидемии, особенно в XIV в. Летописи сохранили, например, такие записи: «..В Москве бысть мор велик и страшен, не успеваху бо живии мертвых спрятывати; везде бо бе мертвии, а дворы мнози пусти быша...» (1354). Эпидемии считались наказанием господним за грехи, поэтому лечили больных в основном только молитвами. Тем не менее в летописях имеются сведения о некоторых противоэпидемических мероприятиях, применявшихся при эпидемиях, среди них - отделение больных от здоровых, выжигание зараженных домов и кварталов, погребение умерших вдали от жилья, организация застав и костров на дорогах. Это говорит о том, что уже в то время у народа имелось некое эмпирическое представление о передаче «моровых» болезней и путях уничтожения заразы.

Особенностью русской медицины является гуманное обращение с психически больными. Несмотря на то, что они считались бесоодержимыми и находились под надзором церкви, отношение к ним было пронизано снисхождением и сочувствием, так как «одержимый страдает не по своей вине и может получить жизнь вечную».

Древнерусское государство, просуществовав три столетия, распалось на самостоятельные княжества. Набеги половецких орд, длительное монголо-татарское иго (1240–1480) и вызванное ими разорение русской земли значительно задержали развитие медицины, хозяйственной жизни и культуры Руси в целом. Лечение страждущих сосредоточилось в монастырях, где духовенство лечило все болезни молитвами, прикладыванием мощей и др. В результате монголо-татарского нашествия сократилось число врачей, лечебники сгорели, перестали поступать лекарства из-за границы, зато появились бродячие врачи. По мнению историков, «с этого злосчастного времени, длившегося около двух столетий, Россия и позволила Европе обогнать себя».

Победа русских полков под руководством Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380) открыла перспективы для объединения русских земель в централизованное Великое Московское княжество. После так называемого стояния на реке Угре (1480) Русь окончательно свергла монголо-татарское иго.

45 Папагеоргиу Г. Больничное дело и медицина в Византийской империи : пер. с греч. Н. Николау. // Православие.RU/ - URL: http://www.pravoslavie.ru/62069.html (дата публикации 11.06.2013).

46 Феофраст. Исследование о растениях. - Рязань : Александрия, 2005. - 560 с.

47 Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студентов медицинских вузов. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 560 с.

48 Аэций Амидский // Византийский словарь : в 2 т./ сост. и общ. ред. К. А. Филатова - СПб. : Амфора, 2011. - Т. 1. - С. 145.

49 Ковнер С.Г. История средневековой медицины : в 2 т. - Киев, 1893. - Т. 1. - С. 58-110.

50 Ковнер, С. Г. История средневековой медицины : в 2 т. - Киев, 1893. - Т. 1. - С. 58-110.

51 Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. - Л. : Практическая медицина, 1926. - С. 17.

52 Симонян Р.З. История медицины России : со времен Древней Руси до российской медицины XX столетия. - Чебоксары : Среда, 2023. - С. 6-13.

53 Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности. - М. : Печатня А. Снегиревой, 1911. - С. I-XX ; Груздев В.Ф. Русские рукописные лечебники. - Ленинград : Издательство Военно-морской медицинской академии, 1946. - 72 с. ; Коростелев Н.Б. Народная гигиена (историко-медицинская оценка) // Проблемы социальной гигиены и медицины. - 1996. - № 3. - С. 55.

54 Власов В.П. Средневековые монастырские больницы // Советское здравоохранение. - 1990. - № 11. - С. 71-75.

55 Горелова Л.Е. Медицинские воззрения языческой Руси // Русский медицинский журнал. - 2000. - № 4. - С. 185-187.

Дополнительные материалы к лекции