История медицины
Свод лекций
Лекция 5
МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Древний Рим – крупнейшая из цивилизаций Древнего мира, государство Античности. По преданию, Рим основали в день пастушеского праздника (21 апреля 753 г. до н. э.) братья Ромул и Рем на Палатине – одном из семи холмов, на которых покоится город. Современная археологическая наука подтверждает факт существования в X–VIII вв. до н. э. поселений латинов на холме будущего Рима. Однако назвать их городом невозможно, это были всего лишь объединения родовых поселений сельского типа. К середине VIII в. до н. э. на вершине Палатина появилось небольшое укрепленное убежище, ставшее центром будущего города. Дату возникновения Рима следует рассматривать как окончательную веху длительного и сложного процесса слияния укрепленных поселений на нескольких холмах в единую гражданскую общину.
В ранний период истории Рима существовали две социальные группы: патриции и плебеи. Патриции представляли собой привилегированное римское сословие: они имели родовую организацию, большие земельные наделы. Плебеи – их было большинство – это лично свободные, но политически бесправные люди. Некоторые исследователи предполагают, что «основатели города», патриции относились к коренному населению, а плебеями назывались переселенцы, «беглецы, изгои и прочий сброд».
Под своей властью Рим объединил большое число стран: от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. Значительное влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков.
В Риме, в условиях обширного государства, медицина получила значительно большие возможности развития, чем в государствах Древнего Востока и Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств.
В древнеримской истории выделяют три основных периода.
1). Царский период (с основания Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего царя в 510 г. до н. э.), главными чертами которого были объединение италийских племен и формирование римской полисной общины.
2). Период Римской республики (с конца VI в. до н. э. по 30-е гг. I в. до н. э.) включает следующие этапы:
– ранняя республика (V в. до н. э. – начало III в. до н. э.) характеризуется формированием римского рабовладельческого общества, острой борьбой патрициев и плебеев, а также завоеванием Италии;
– расцвет республики (III в. до н. э. – 30-е гг. II в. до н. э.) отмечен стабилизацией общественного и государственного строя, большими завоеваниями римлян, приведшими к созданию мировой державы;
– кризис республики (30-е гг. II в. до н. э. – 30 г. I в. до н. э.) протекает на фоне гражданских войн и антиримских восстаний.
3). Период Римской империи (с 30-х гг. I в. до н. э. до крушения Рима в 476 г.) подразделяется на несколько исторических этапов:
– ранняя империя, или принципат (I–II в.), ознаменован переходом от республиканской к имперской форме правления (династии Юлиев – Клавдиев, Флавиев, первых Антонинов);
– кризис рабовладельческого римского государства (III в.); проявляется в социальной и политической нестабильности общества и государства;
– поздняя империя, или доминат (IV–V вв.) характеризуется утверждением императорской власти на фоне растущих внутренних противоречий и внешней угрозы; завершением его стало падение Западной Римской империи37.
Древнейший период римской истории носит название «царский период». В то время в Риме еще сохранялись родовые отношения. Согласно преданию, все население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, а каждые 10 курий – в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы (племени). Некоторые ученые считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая – сабинских и третья – этрусских. Делами общины ведал сенат, куда входили старейшины родов, который предварительно обсуждал наиболее важные вопросы. Кроме того, существовало народное собрание из представителей курий – так называемые куриатные комиции. Они принимали или отвергали новые законы, избирали высшие должностные лица, в том числе царя. Комиции объявляли войну и в качестве высшей судебной инстанции выносили окончательное решение, когда речь шла о смертном приговоре римскому гражданину. Народное собрание считалось высшим органом общины, но принимать участие в его работе имели право только мужчины-воины и только патриции, несмотря на то, что в случае войны к участию в военных действиях привлекались и плебеи. Во главе римской общины стоял царь – выборный племенной вождь, который совмещал функции военачальника, судьи и верховного жреца.
Предание сохранило имена семи царей, три последних происходили из этрусской династии Тарквиниев.
Культура этрусков оказала значительное влияние на римлян: жители города восприняли от этрусков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. toga – «покрывало»), навыки градостроительства, обычаи, религиозные верования. При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н. э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством каналов, была устроена сточная система и сооружена Cloaca maxima (часть античной системы канализации), которая действует и поныне.
Этруски считаются первыми строителями храмов на территории Италии. Жрецы-гадатели, или гаруспики (лат. haruspex), объединенные в коллегии жрецов, занимали важное место в этрусском обществе. Им надлежало заниматься гаданием по внутренностям (преимущественно печени) жертвенных животных, толковать обычаи и явления природы. Гаруспики приглашались ко двору, находились в свите полководцев; их советы вступали в силу после соответствующего решения сената. Этруски достигли успехов в обработке металлов. Известны их зубные протезы, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.
В этот отрезок времени (вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в Риме не было – лечились дома народными сред ствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами38.
По свидетельству писателя и государственного деятеля Катона Старшего (234–149 гг. до н. э.), в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: «Капуста из всех овощей – первая, – писал он в труде «Земледелие». – Ешь ее вареной и сырой... Она чудо как помогает пищеварению, устанавливает желудок, а моча того, кто ее ест, служит лекарством от всего... Натерши, прикладывай ее ко всем ранам и нарывам... Она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз...»
Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории Древнего Рима считается 509 г. до н. э. – год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (лат. res publica – «народное дело»). В течение последующего почти 500-летнего периода существования республики Древний Рим превратился в мировую империю, в нем произошли существенные социальные и политические изменения.
В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.
Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были так называемые законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum, 451–450 гг. до н. э.), лаконизм и простота которых и по сей день восхищают исследователей. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриархальных традиций, сочетание принципа талиона, или равного возмещения, и денежных штрафов и др.). Так, таблица VIII гласит: «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу – 150 ассов».
Согласно «Законам XII таблиц», «младенец, отличавшийся исключительным уродством», должен быть лишен жизни (таблица IV, ст. 1). Подобная жестокость, по всей вероятности, определялась суровыми условиями периода перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке.
Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города Рима. Например, запрещалось хоронить внутри города, для питья предписывалось пользоваться водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др.
Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов – эдилов (от лат. aedes – «храм»), которые не были врачами. Эдилы следили за строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законах. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100–44 гг. до н. э.) о муниципиях, посвящает этому ряд параграфов. Один из них гласит: «Всякий собственник здания, перед которым имеется пешеходная дорожка, должен содержать эту дорожку на всем протяжении этого здания хорошо вымощенной плитами без трещин, в соответствии с указаниями эдила, на которого в этой части (города) возложено наблюдение за дорогами, согласно настоящему закону».
В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (лат. aqua – «вода», ductus – «проведение»). Подземные источники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой. Вода реки Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак была настолько загрязнена, что пользование ею в качестве питьевой запрещалось законом. Первый римский акведук протяженностью 16,5 километра был построен в 312 г. до н. э. при Аппии Клавдии. Его так и назвали – Аппиев (Aqua Appia). Акведук доставлял в Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от реки Анио. Сорок лет спустя, в 272 г. до н. э., был воздвигнут второй водопровод (Aqua Vetus) длиной 70 километров. В 144 г. до н. э. возведен третий акведук (Aqua Marcia), который действует и поныне. Его протяженность составляла 61 километр, из них последние 10 – шли по арочным мостам. К началу нашей эры в Риме действовало 11 акведуков общей протяженностью 436 километров, в том числе 55 – на арочных мостах (два римских акведука до сих пор снабжают город водой). В сутки они давали городу 1,5 млн кубических метров чистой питьевой воды с Сабинских гор. В пересчете на душу населения в столице Римской республики ежедневно потреблялось от 600 до 900 литров воды (для сравнения заметим, что в дореволюционном Петербурге на душу населения подавалось 200 литров воды в сутки).
Следует отметить, что акведуки не являются изобретением римлян. Идея заимствована на Востоке во время завоевательных походов. Так, еще в VII в. до н. э. (за три столетия до первого римского акведука) в Ассирии времен Синанхериба был построен величественный водопровод (вошедший в историю под его именем), который, пересекая долины и ущелья, покоился на арочных мостах.
В годы римского господства акведуки стали строить как в восточных, так и в западных провинциях империи. В итоге около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков. Римские водопроводы обнаружены при раскопках древних городов и на территории нашей страны. Так, в Херсонесе открыто шесть линий подземного водопровода из гончарных труб. Построенный римлянами 18 веков назад, этот водопровод в течение столетий подавал в город чистую питьевую воду с Балаклавских высот. Им пользовались во время Крымской войны 1853–1856 гг., а одна из линий древнего херсонесского водопровода и по сей день подает воду в город Севастополь.
Акведуки Древнего Рима охранялись законом. Контроль за техническим состоянием этой колоссальной водопроводной сети осуществляло специальное водное ведомство. За умышленную порчу водопроводных труб и водонапорных башен на виновного налагали крупный штраф (100 000 сестерций). Если же повреждение было сделано без злого умысла, ненамеренно, то виновный должен был немедленно его устранить.
Колоссальное количество воды, которое потреблял Рим в период своего расцвета, распределялось между императорским дворцом, общественными учреждениями (термы, рынки, склады, сады, амфитеатры и др.) и многочисленными фонтанами, которых было более 600. В частные дома, как правило, вода не подавалась. Ее покупали у водовозов или ходили за ней к фонтанам. Отсутствие в доме воды имело своим следствием и отсутствие канализации в жилых кварталах: римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и бани-термы. Первые римские термы (греч. thermуs – «горячие бани») были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Для обеспечения содержания терм он выделил специальные поместья, а для снабжения водой провел к ним новый акведук.
Желая завоевать популярность, многие богатые римляне (включая императоров) строили термы, называли их своим именем и завещали в бесплатное пользование горожанам на вечные времена. Таким образом, в Риме существовали не только частные термы (плата в которых была ничтожной), но и общественные, принадлежавшие городу. Общественные термы мог посетить и император. Их восстановление или ремонт были делом общественным, что отмечено в специальных строительных надписях и на жертвенных алтарях. К концу периода республики в Риме насчитывалось 170 общественных терм, а ко времени заката империи (IV в.) их было уже около тысячи. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.
Пышное убранство терм придавало им сходство с дворцами. Стены обычно воздвигались из великолепных сортов мрамора. Внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или подогретой водой. Такой способ отопления помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма, угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной pocписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).
В термах имелись многочисленные помещения: зал для спорта, раздевалка (apodyterium), горячая баня (caldarium), теплая баня (tepidarium), холодная баня (frigida rium), бассейн (natatio). В императорских термах имелись также библиотека, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые. Внутренние залы украшались росписью, колоннами и скульптурами из белого мрамора. Среди них почетное место занимали изображения Асклепия и Гигиеи. Многие музеи мира украшают сегодня произведения античного искусства, найденные в термах римского времени.
Яркое представление о термах дают строки из письма римского государственного деятеля, философа и писателя Луция Аннея Сенеки (Seneca, ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.): «Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкают огромные круги драгоценного мрамора... если вода льется не из серебряных кранов... Теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться, и загорать, если нельзя из ванны видеть поля и море... Теперь баню накаляют до температуры пожара; рабу, уличенному в преступлении, следовало бы только здесь вымыться. По-моему, нет никакой разницы между баней нагретой и охваченной огнем» (Нравственные письма к Луцилию. Письмо LXXXVI).
Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Неизвестный поэт воспел целебное действие бани:
Даров источник многих в банях мы найдем:
Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,
Избыток желчи гонят из кишок они,
Смягчают зуд, приятен и докучен он,
И обостряют зренье; если ж кто-нибудь
Стал плохо слышать, уши прочищают там.
Забывчивость уносят, память же хранят,
Для размышленья разум проясняют вмиг,
К беседе оживленной направляют речь,
А тело все блестит от омовенья там.
Таким образом, римские термы выполняли роль гигиенических, лечебных, общественных и культурных центров. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению39.
Врачеванием в Древнем Риме обычно занимались иноземцы - сначала рабы из числа военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы (преимущественно греки или выходцы из Египта, стран Малой Азии и др.). Положение врачей в Риме отличалось от их статуса в Древней Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и его врача, а государство привлекало врачей к работе во время эпидемий или войн. Напротив, в Риме явственно прослеживаются элементы государственной регламентации врачебной деятельности и врачебного дела. Там медицина получила большие возможности для своего развития и в значительной степени утратила связи с религиозными установлениями, в связи с чем храмовая медицина в Риме играла незначительную роль.
Греческая медицина в античной Италии считалась выражением изнеженности и роскоши, что в немалой степени препятствовало проникновению ее идей. Целый ряд «интеллигентных» профессий был «монополизирован» греками. Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным, а вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры, весьма ощутимым. Римские учителя, врачи, музыканты почти без исключения были греками. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников.
Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика таких специалистов представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому их за определенную плату стали отпускать на заработки.
Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов, друзей и отдавать ему часть доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от своих владельцев, и римское общество долгое время относилось к ним с некоторой долей презрения40.
В конце III - начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом считается пелопоннесец Архагат (греч. Archagathos). Он приехал в Рим в 219 г. до н. э. и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили римское гражданство и выделили дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату популярность, однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, резко изменили отношение к нему римлян: его прозвали «живодером» и перестали к нему обращаться.
Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря (100–44 гг. до н. э.), который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право получить римское гражданство как приезжим врачам – выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине. А в 337 г., в период империи, рескриптом Константина I Великого (ок. 285–337) устанавливалось: «Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами усовершенствоваться и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы...» (далее перечисляются еще 33 профессии ремесленников). Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.
Философские учения древних римлян были тесно связаны с их политическими и естественнонаучными воззрениями. В Риме происходила борьба «линии Демокрита» и «линии Платона», прогрессивных тенденций в науке и политике с реакционными течениями. В период упадка и разложения рабовладельческого общества, на этапе существования Римской империи, преобладали реакционные философские и социально-политические учения, что не могло не отразиться на медицине.
Материализм в медицине Древнего Рима был обусловлен влиянием греческой медицины. Материалистические воззрения Демокрита и Эпикура в Риме получили дальнейшее развитие в трудах философа и поэта Лукреция (Тит Лукреций Кар; 99–54 гг. до н. э.). Выразитель идей прогрессивных кругов рабовладельческого Рима, Лукреций явился главным представителем римского материализма и атеизма.
Материалистический атомизм Лукреция и его представления в области биологии и медицины получили отражение в знаменитой поэме «О природе вещей». В этом произведении Лукреций в популярной форме изложил основы атомистического учения: сведения о материи и ее строении из мельчайших, невидимых движущихся частиц, о некоторых явлениях физики, метеорологии, об элементах биологии (происхождение животных, строение их тела и др.). С позиций атомистического учения Лукреций подходил и к медицине, в частности к вопросам распространения заразных болезней. Он признавал наличие в природе мельчайших, невидимых простым глазом частиц («семян»), из которых отдельные являются болезнетворными, то есть могут вызывать болезни. Эти «семена» образуются при гниении в почве, и человек заражается ими либо путем непосредственного контакта, либо через воздух.
Асклепиад (128–56 г. до н. э.) – древнеримский врач, по происхождению грек, в основу своих медицинских воззрений положил философское учение Эпикура и Лукреция. Согласно учению Асклепиада, человеческий организм состоит из атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся ею по организму, где и потребляются тканями для питания и восстановления вещества. В тканях атомы движутся по невидимым канальцам (порам). Если атомы движутся в порах беспрепятственно и в тканях располагаются правильно, то человек здоров. Причину болезни Асклепиад видел в нарушении правильного расположения атомов, в смешении жидких и газообразных атомов и в нарушении движения атомов, их застое, который приводит к изменению плотных частей. Ближайшей причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях Асклепиад считал излишнее сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от особенностей климата, местности и образа жизни человека (неправильное питание, недостаток движения).
Целью лечения Асклепиад считал восстановление правильного движения и расположения атомов. Он рекомендовал разумное питание и продолжительное пребывание на воздухе, поскольку из пищи и воздуха образуются атомы, составляющие тело, а также физические упражнения, чтобы способствовать движению атомов по порам и тканям. Видя причину болезни в твердых частях, в тканях органов, Асклепиад советовал освобождать поры, засоренные и суженные вследствие неправильного смешения атомов.
Особое значение придавалось «невидимому дыханию» кожи. Это кожное дыхание (испарение), как и общее движение частиц в теле, необходимо поддерживать, прежде всего, общей чистотой, частыми омовениями, а затем и более сильными воздействиями – растиранием, потением, физическими упражнениями.
В соответствии с принципом Эпикура «жить рассудительно, прекрасно и приятно» Асклепиад ввел в медицину принцип «лечить безопасно, быстро и приятно». В развитие этого принципа он ограничил «опорожняющее» лечение, применение рвотных, слабительных средств и кровопусканий, разработал систему общеукрепляющего лечения. Кроме того, рекомендовал соблюдать гигиену жилища (свет, воздух) и тела (ванны, уход за кожей), применять массаж, совершать активные и пассивные движения, делать прогулки на воздухе. Асклепиад считал полезными ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и др. Если больной не мог двигаться самостоятельно, врач советовал носить его и раскачивать. Большое место в системе Асклепиада занимало климатическое лечение наряду с физио- и бальнеотерапией (по современной терминологии). Однако к лекарствам он относился весьма осторожно и в некоторых случаях давал под видом лекарств чистую воду, объясняя другим врачам, что это лучше, чем давать яды. Лечение по системе Асклепиада, противостоявшее грубым приемам «кровожадных мучителей и живодеров», сделало его исключительно популярным в Риме. Асклепиаду приписывают изобретение трахеотомии.
Основываясь на предупреждении Эпикура о том, что человек должен сурово подавлять губительные желания, Асклепиад первый из врачей заключил, что природа не всегда благосклонна к людям, иной раз она мешает лечению.
Асклепиад отверг идеалистические представления, будто болезнь есть кара богов и, начавшись, должна обязательно пройти все фазы, закончиться смертью больного или его выздоровлением. По Асклепиаду, болезнь может остановиться на любой фазе и развиваться в обратном направлении. Он пошел дальше Гиппократа и указал, что врачебным вмешательством можно прервать, изменить ход болезни. За эти мысли Асклепиад подвергся нападкам со стороны Цельса и Галена. В целом, Асклепиад и его школа представляли материалистическое течение в медицине Древнего Рима, которому противостояло идеалистическое направление, особенно укрепившееся в период империи41.
Для этого исторического отрезка характерны становление и развитие военной медицины, создание врачебных школ, развитие энциклопедического знания. Впервые появились военные госпитали - валетудинарии (лат. valetudinarium - «здравница»). Окончательное становление армии потребовало большого количества врачей -профессионалов, чтобы они имелись во всех подразделениях.
Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Поэтому создавались военные госпитали (валетудинарии), выделились лагерные, легионные врачи и др.
По поводу статуса врачей в составе армии существуют две основные гипотезы. Согласно первой – врачи в основном являлись гражданскими специалистами, заключившими с армией кратковременный или долгосрочный контракт. В отличие от солдат, они не были связаны клятвой и обязательствами 25-летней службы. В соответствии с другой версией речь идет о штатных военных врачах, включенных в состав армейских подразделений на постоянной основе. Известны также и медики-ординарии (medicus ordinarius), чей ранг и жалование соответствовали званию армейского центуриона.
Судя по большому числу надписей, особенно религиозных посвящений, авторы которых аттестуют себя как «медик легиона» или «медик когорты», врачи прикреплялись к отдельным отрядам. Считается, что один медик приходился на когорту из 500 человек, соответственно, на легион должно было приходиться около 10 врачей.
Профессиональная специализация не имела достаточного развития, от любого врача требовалось, чтобы он одновременно был хорошим терапевтом, знающим фармацевтом и умелым хирургом. Вероятно, врач располагал неким штатом санитаров и помощников, выполнявших вспомогательные функции. Скорее всего, их набирали из числа рядовых солдат, которые по мере приобретения опыта могли рассчитывать на повышение жалования и карьерные перспективы. Их наименование (capsarii) происходит от названия футляра (capsa), в котором обычно носили лекарства и перевязочные материалы.
Концепция военного госпиталя-валетудинария являлась чисто римским изобретением, по-видимому, не имевшим прототипов. Все они построены по схожему плану. Примером может являться госпиталь в городе Нойс (Германия). Здание имело размеры 89 х 50 метров и было выстроено вокруг центрального двора. Вход располагался с северной стороны. Из вестибюля дверь вела в большой и хорошо освещенный зал, который использовался в качестве смотровой. К нему примыкал зал поменьше, также хорошо освещенный, который служил операционной. В восточном крыле здания находились кладовые и кухня, где готовили диетические блюда для выздоравливающих пациентов. В западном крыле имелись гардеробная, бани и уборная. Палаты представляли собой крошечные комнаты (3,4 х 4,2 метра), расположенные по обе стороны от широкого коридора, проходившего вдоль всего периметра здания. Некоторые из комнат были зарезервированы для пациентов, другие отводились под вспомогательные помещения и комнаты персонала. При планировке здания особое внимание уделяли его освещению, обогреву и водоснабжению. Палаты были устроены таким образом, чтобы, насколько возможно, уменьшить шум и избежать сквозняков.
Врачи, трудившиеся в госпиталях, должны были иметь специальную подготовку и обладать особыми качествами. «Он должен быть молод, – писал Авл Корнелий Цельс, – или по крайней мере близок к молодости. Он должен иметь руку твердую, верную, которая никогда не дрогнет, одинаково владеть и правой, и левой рукой, иметь ясный и проницательный взор и бесстрашное сердце. Его нечувствительность должна быть такой, чтобы, решившись вылечить больного и нисколько не трогаясь его воплями, он не торопился более, чем этого требуют обстоятельства, и не резал меньше, чем нужно. Он должен делать свое дело, как будто бы стоны больного ничуть не трогают его»42.
В императорском Риме была введена должность архиатров – главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее – при возникших объединениях ремесленников.
Авл Корнелий Цельс (ок. 25 г. до н. э. – 50 г.) – древнеримский ученый-энциклопедист, автор трактата «О медицине», в котором, кроме собственных наблюдений, использовал и опыт прошлого. В этом сочинении Цельс стремился дать полезные сведения рабовладельцам, которые вынуждены были сами лечить своих рабов, чтобы сэкономить на услугах врача. Цельс собрал сведения по семиотике, диагностике, прогностике, диететике и методам лечения, дал описание некоторых болезней. Часть труда Цельса посвящена хирургии и болезням костей. Весьма интересна гигиеническая часть сочинения «Диететика». Некоторые описания и определения Цельса вошли в медицинскую науку и сохранились до настоящего времени. Цельс собрал и сохранил для следующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы43.
Соран Эфесский – греческий врач, жил в Риме во II в., был тонким наблюдателем и автором многих сочинений по гинекологии, акушерству и педиатрии. Работы Сорана содержат большой материал по диететике, уходу за новорожденными и грудными детьми. Подробно разработал многие вопросы педиатрии, среди них – перевязка пуповины, одежда ребенка, уход за ним, пеленание, отнятие от груди, прорезывание зубов и др. Привел ряд доводов в пользу вскармливания детей наемными кормилицами, что объяснялось условиями врачебной практики Сорана, жившего и работавшего в Риме, где в те времена наряду с искусственным вскармливанием в богатых семьях охотно пользовались услугами кормилиц.
Богатый опыт Сорана виден в его описаниях поноса, сыпи, воспаления миндалин, искривлений конечностей и других болезней у детей. В целом, Соран Эфесский разрешил ряд вопросов патологии детского возраста, был сторонником рациональной диеты и разумного ухода за детьми.
Крупнейший врач Рима Гален оказал большое влияние на развитие медицины. Вплоть до XVI в. в медицине господствовал галенизм – искаженное схоластиками учение Галена. Гален (131–201) родился в Пергаме (Малая Азия). С 17 лет учился медицине, посетил Кипр, Лемнос, Палестину и центр медицинской науки того времени – Александрию. По возвращении в Пергам Гален был врачом гладиаторов. В 164 г. отправился в Рим, где жил и работал более 30 лет. Освоив наследие лучших врачей своего времени, накопив большой личный опыт врачевания, Гален написал много трудов по медицине, в которых собрал и расположил в систематическом порядке полученные до него знания по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиене, акушерству и др. При этом он вносил дополнения и обновления, отражавшие его личный опыт.
В области лечебной медицины Гален предложил регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные соотношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В память о вкладе ученого и в Средние века, и в наше время такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов.
Гален много занимался исследованиями в области анатомии и физиологии. Сведения по анатомии в то время получали преимущественно во время вскрытия животных при жертвоприношениях, так как вследствие предрассудков и религиозных запретов не разрешалось производить вскрытие трупов людей. В Риме Гален изучал анатомию человека на раненых гладиаторах, на людях, брошенных на съедение диким зверям, на телах мертвых младенцев, казненных преступников, воинов, погибших на поле боя. Часть своих анатомических знаний он почерпнул, вскрывая трупы животных, преимущественно обезьян. Гален описал многие кости и дал им названия, подробно изучил мышцы.
Менее точны сведения Галена в отношении внутренних органов. Своими исследованиями он установил, что стенки желудка, кишок, артерий, матки и других органов не однородны, а состоят из нескольких слоев, что в мышце имеются соединительнотканные волокна и разветвления нервов, а не только мышечная ткань. Наблюдая органы невооруженным глазом, он приблизился к пониманию их строения из тканей. Различал, хотя и нечетко, артерии и вены, частично проследил даже путь движения крови в организме. Гален уточнил сведения о строении головного мозга и нервной системы: описал мозговые оболочки, желудочки мозга, мозжечок, черепно- мозговые и спинномозговые нервы. Ученый различал семь пар черепномозговых нервов, считая их источником всех нервов.
Значительны заслуги Галена в области физиологии. Он первым провел острый вивисекционный эксперимент на живых животных. Главным объектом таких экспериментов служили свиньи. Этим Гален положил начало изучению физиологии различных систем организма, в первую очередь органов движения, дыхания и нервной системы. Он описал роль мышц в акте движения, выявил способность мышц сокращаться, действовать только в одном направлении, вызывать сгибание и разгибание, пронацию и супинацию. Изучая сокращение мышц, Гален установил связь сокращения произвольных мышц с нервами, описал механизм внешнего дыхания, понял роль активных движений грудной клетки и пассивный характер движения легких в акте дыхания. В этом ученому помогли наблюдения за дыханием и деятельностью сердца у раненых в грудную полость, у животных, которым он вырезал часть ребра, у юноши, имевшего врожденный дефект грудины, и др. Гален установил, что дыхание представляет собой произвольный акт. По его мнению, природа устроила это для того, чтобы можно было без вреда временно задерживать дыхание при погружении в воду, прохождении через дым, миазмы и т. п.
Особенно много наблюдений Гален провел с целью изучения функций мозга и нервов; например, установил, что перерезка спинного мозга на определенном уровне ведет к нарушению двигательных функций (параличам конечностей и др.), параличу дыхательных мышц; перерезка блуждающего нерва – к потере голоса, чувствительности. В опытах на свиньях Гален послойно удалял вещество мозга, перерезал спинной мозг на разных уровнях и фиксировал наступающие при этом параличи мышц конечностей. Этими экспериментами Гален установил роль нервов в функции движения. «Без нерва, – писал Гален, – нет ни одного движения, называемого произвольным». Своими исследованиями и наблюдениями ученый в значительной мере способствовал укреплению материалистических воззрений в медицине. Он описал многие анатомические структуры и объяснил их функции.
В области философии Гален следовал за Платоном и Аристотелем: от идеалистической философии Платона Гален взял учение о пневме, от Аристотеля – учение о целенаправленности. Проявлением пневмы Гален считал «силы»: душевную, сообщающуюся из мозга нервам; пульсирующую, передающуюся из сердца артериям; естественную, поступающую из печени в вены. К этим основным силам Гален присоединил ряд второстепенных сил: притягательную, играющую существенную роль при питании отдельных органов, удерживающую и изгоняющую. Все эти силы постоянно возобновляются дыханием, восприятием пневмы. Жизненная сила усиливает пульсовой удар, причем сердце эту силу передает артериям при посредстве пневмы. Действию этих нематериальных сил, изначально присущих человеку, Гален приписывал совершающиеся в организме процессы.
Гален не знал кругового движения крови, центром кровеносной системы он считал печень. Он думал, что печень является источником силы для вен, сердце – для артерий. Образующаяся в печени «сырая» кровь разносится по телу, питает его, целиком им поглощается, не возвращаясь обратно; в печени же образуется следующая порция крови для поглощения телом. Эта схема просуществовала вплоть до XVII в., когда ее опроверг У. Гарвей. Считая назначением «левого сердца» притягивание из легких пневмы вместе с воздухом, Гален указывал, что растяжение, диастола, – является активным движением сердца, систола же – пассивным спадением сердца.
Выдвигая платоновско-аристотелевский постулат о внутренней целесообразности устройства органов, Гален утверждал: в излечении основную роль играют несвязанные с материальным субстратом организма «силы»: притягивающие, задерживающие, изменяющие и изгоняющие.
Идеалистические основы мировоззрения Галена часто вступали в противоречие с фактическим материалом, полученным им в ходе исследований. Ученый мог верно описывать то, что видел, но под влиянием своей теории давал фактам неверное объяснение. Описывая сердце, он не считал его мышечным органом, так как оно не подчинено воле человека, как прочие мышцы. Гален полагал, что «левое сердце» содержит легкую пневму, и этим объяснял то обстоятельство, что стенки «левого сердца» толще и крепче стенок «правого сердца»: чтобы равной тяжестью обоих желудочков удерживать орган в вертикальном положении и уравнивать незначительный вес пневмы и разжиженной ею крови «в левом сердце» с большим весом крови в правом. Вены содержат густую кровь и имеют порозные тонкие стенки для того, чтобы кровь легко могла проникать через них и питать ткани тела. В артериях кровь более жидкая, смешанная с летучей пневмой, поэтому, как разъяснял Гален, стенки артерий более плотные, препятствующие «улетучиванию» тонкой пневмы.
Теологические воззрения Галена на физиологические функции, его сложные идеалистические рассуждения о пневме были односторонне использованы косской средневековой медициной. Учение Галена схоласты превратили в незыблемую догму, подобно тому, как в философии они поступили с Аристотелем. Слабые стороны Галена были освящены официальным непререкаемым авторитетом католической церкви. Положительный же вклад Галена в естествознание и медицину отошел на второй план. В таком искаженном виде наследие Галена (галенизм) стало знаменем схоластической медицины и в течение многих веков тормозило развитие науки. Оказались в забвении такие прогрессивные методы познания, примененные Галеном, как исследования, эксперименты44.
К концу истории Римского государства соседние «варварские» народы воспользовались ослаблением империи, раздираемой классовыми противоречиями, потрясенной в своей основе революцией рабов, и покончили с его существованием. В последний период рабовладельческой Римской империи медицина, как и культура в целом, носила черты упадка.
37 Петров М.К. Античная культура. - М. : РОССПЭН, 1997. - 352 с.
38 Марциал К.Г. Лекарства из овощей и плодов : пер. Л.А. Хмеля // Труды II Московского медицинского института. – М., 1980. – Т. 125. – 81 с.
39 Моргунова Е.А. Здоровый образ жизни в представлениях древних римлян (I в. до н. э. – IV в. н. э. ) // Белгородский диалог – 2016 : проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов VIII Международного молодежного научного форума. – Белгород, 2016. – С. 43–46.
40 Стрельцов А.А. Врачи у древних римлян : эпиграфические очерки. – М. : Либроком, 2012. – 152 с.
41 Трохачев С.Ю. Философские основания медицинской теории Асклепиада Вифинского // Некоторые проблемы истории античной науки : сборник научных работ. - Ленинград : ГАО, 1989. - С. 126–135.
42 Стрельцов А.А. Военно-санитарное дело древних римлян // Журнал министерства народного просвещения. - 1887. - № 7. - С.49–76.
43 Пицхелаури Т. З. Авл Корнелий Цельс и его медицинская энциклопедия // Советское здравоохранение. - 1979. - № 4. - С. 70–72.
44 Пицхелаури Т.З. Клавдий Гален - классик античной медицины // Советское здравоохранение. - 1980. - № 4. - С. 70-71; Солопова М.А. Гален // Античная философия: энциклопедический словарь. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - С. 245-251 ; Балалыкин Д.А. Преемственность взглядов Гиппократа и Галена на природу организма человека // История медицины. - М. : МГМУ им. И.М. Сеченова, 2014. - № 4. - С. 89–184.
Дополнительные материалы к лекции
-
Видео материалы
- Основные учебники
- Дополнительная литература по теме
-
Полезные ресурсы
museum.historymed.ru — сайт Музея истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова
www.historymed.ru/great-doctors/ — Русские врачи, изменившие мир
www.historymed.ru/medics/ — Портретная галерея выдающихся деятелей медицины
www.historymed.ru/specproject/100years/ — 100 лет Главному управлению государственного здравоохранения России
roim.historymed.ru — Сайт Российского общества историков медицины
www.historymedjournal.com — Научно-практический журнал История медицины