Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 4

Древняя Греция.
Врачевание и медицина Античного Средиземноморья

Самой древней формой врачебного искусства в Греции служит простая, здоровая эмпирия. В наиболее древнейшем литературном памятнике, гомеровской «Илиаде», отражены в полном смысле слова – народная медицина.

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 4

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Большое влияние на историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморского бассейна и в первую очередь так называемый античный мир, или Античность, – Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим.

В истории Древней Греции выделяют четыре основных периода31.

1. Крито-микенский период. Образование государств на Балканах связано с критской цивилизацией (III тысячелетие до н. э. – приблизительно до XV в. до н. э.). Около 2000 лет до н. э. здесь появились племена ахейцев и приобщились к достижениям критской цивилизации – так образовалась микенская культура, центрами которой были Микены, Аргос, Пилос на полуострове Пелопоннес. В XII в. до н. э. микенская цивилизация погибла под ударами дорийцев.

2. Гомеровский период, или «Темные века» (XI–IX вв. до н. э.). В это время дорийцы расселились на Балканах и образовали собственные полисы. Эллада откатилась в развитии на 800-1000 лет. Возникновение классов, формирование государственной власти, общественных отношений произошли повторно. В этот период, по мнению ученых, были созданы гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

3. Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.), для которого характерно появление городов-государств (полисов) в пределах одной общины.

4. Классический период (V–IV вв. до н. э.), время подъема античной цивилизации и расцвета античной культуры. Полисы достигли высокого хозяйственного уровня, политического и военного могущества. Эллины, объединившись, отразили агрессию персов, освободили от их владычества острова Эгейского моря, торговые пути к Черному морю. со временем между полисами вспыхнула Пелопоннесская война. Начался кризис, затем произошел упадок античной цивили зации. На севере Балкан окрепла Македония, установившая власть над Элладой. Александр Македонский осуществил успешный поход против Персии; образовалась огромная империя, и были созданы условия для объединения античной и восточной культур. Период завершается смертью Александра Македонского.

5. Эллинистический период (IV–I вв. до н. э.). После смерти Александра Македонского империя распалась на государства – центры античной культуры на Востоке. Сформировалась эллинистическая культура. Духовная жизнь античного и восточного миров вновь была на подъеме. Вместе с тем западнее Эллады окрепло молодое рабовладельческое государство – античный Рим. Он подчинил себе весь эллинистический мир; полисное Римское государство превратилось в империю. Завоеванием римлянами последнего эллинистического государства завершился период эллинизма.

Своеобразие географических и экономических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл значительную роль в развитии культуры. Греция была торговым посредником между древними странами Азии и Африкии, а позже и развившимися государствами Южной и Западной Европы: в ней получили широкое развитие ремесла и торговля. С давних времен греки искали источники существования в соседних и отдаленных странах. Это способствовало расширению морской торговли и колонизации греками других территорий. Греки жили не только в Малой Азии, но имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, на Африканском континенте.

К концу III тысячелетия до н. э. Критское царство, занимавшее весьма выгодное географическое положение, было одним из самых могущественных на территории Греции. В дальнейшем эту цивилизацию назвали минойской, в честь местного царя Миноса.

Центром сосредоточения жизни на Крите были многочисленные дворцовые постройки. Несмотря на свою разрозненность, вместе они составляли удивительно гармоничный ансамбль. Характерная черта дворцов Крита – полное отсутствие планировки внутренних помещений и их хаотичное расположение. Эффект лабиринта дополняло необычное освещение. В стенах не было проемов, а свет поступал через отверстия в потолке, создавая причудливую игру света и тени. Дворец служил и своего рода огромной кладовой: в его чуланах хранились огромные запасы продовольственных товаров, которые в качестве налога приносили земледельцы. Часть снеди служила запасом на случай неурожайных лет, часть шла на обеспечение ремесленников, а еще часть – на продажу.

К достижениям крито-микенской цивилизации следует отнести:

– изготовление бытовых предметов из меди и бронзы,
– появление гончарного круга и развитие керамики как ремесла,
– строительство вытянутых в длину быстроходных гребных судов,
– утонченное ювелирное искусство (изготовление изящных золотых украшений в виде насекомых и цветков с использованием сложной техники эмали),
– развитие живописи и скульптуры.

Царям Крита удалось создать прекрасный военный флот, благодаря которому они подчинили себе соседние острова и стали властителями всего Эгейского моря.

Однако в период расцвета минойской цивилизации, в середине XV в. до н. э., на острове, расположенном неподалеку от Крита, произошло невероятно мощное извержение вулкана. В результате все прекрасные дворцы и жилые постройки на Крите были разрушены.

Причиной угасания древней культуры послужили и частые набеги враждебных народов, а также череда неурожайных лет. В совокупности все это привело к краху экономической системы некогда могущественного Крита.

Впоследствии критская культура уже не смогла вернуть утраченное великолепие, и центр цивилизации переместился на материковую Грецию.

Важнейшим медицинским достижением этого периода является создание санитарно-гигиенических сооружений. Водоотводные каналы, сточные ямы, банные помещения, вентиляция – все это позволяло достаточно плотно сосуществовать большим группам людей, сохранять здоровье населения и предотвращать распространение инфекции.

Следующий период в истории Греции (XI–IX вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Однако историки до сих пор дискутируют по вопросу о том, как создавались великие произведения и существовал ли Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения? Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий. Тем не менее эти памятники античной литературы – важнейший источник сведений, значение которого трудно переоценить.

В XII в. до н. э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу – резко сократилась численность населения, снизился уровень жизни, деградировали ремесла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху «Темными веками».

Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремесла они не собирались. Развитие получили только гончарное дело, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в железный век – началась добыча и обработка этого металла. Железо стало легкодоступным и дешевым, что было важно для развития общества. Агрессивность дорийских мореплавателей перечеркнула сложившиеся торговые связи. «Пиратские рейды» для них были предметом гордости, поэтому некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля, как внешняя, так и внутренняя, стала налаживаться.

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю – она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному формированию дорийцами собственной цивилизации. По мере расслоения народных масс в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабо- владельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов. Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела, например, решал, надо ли начинать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации.

К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремесла стали активно развиваться. Таким образом, накануне архаического периода Греция понемногу оправилась от вторжения дорийцев.

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII–VII вв. до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей в период перехода от родового строя к рабовладельческому. Так, в «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезание мягких тканей для более свободного извлечения оружия. В образах Подалирия и Махаона, сыновей Асклепия, выведены врачи-воины, авторитет которых стоял чрезвычайно высоко: «Стоит многих людей один врачеватель искусный: вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством...» Позднее, к V–IV вв. до н. э., наряду с врачами в войсках появились врачи и в крупных городах. Обычно общины приглашали их при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Купцов, ремесленников и свободных земледельцев обслуживали врачи, странствовавшие в общинах и городах либо останавливавшиеся в них на некоторое время для практики32. Асклепий (по лат. Эскулап) – врач, по преданию, живший в Северной Греции. Впоследствии был обожествлен и вошел в греческую и мировую литературу как бог врачебного искусства, сын Аполлона «исцеляющего». Многие крупные врачи Древней Греции и Рима считались его потомками. Покровительницы отдельных отраслей медицины – Гигиея (отсюда термин «гигиена») и Панакея (лекарственная терапия; отсюда термин «панацея») – считались его дочерьми.

Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея, - эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью; змея изображалась и в руках жриц, совершающих обряд, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема имеет весьма древнее происхождение: она восходит к первобытному тотемизму - культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. Существовали даже легенды о змееедах (змееядцах) - людях, поедавших змей и в результате овладевавших глубочайшими познаниями, в частности в области лечения и распознавания болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». «Мудрость», то есть разнообразные доступные людям знания, в древности не была дифференцирована на различные отрасли, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды «ученых» людей. Их профессиональной эмблемой осталась змея. Это изображение сохранилось до наших дней во многих странах - на вывесках аптек и других медицинских учреждений, на бланках медицинских обществ и отдельных врачей, в качестве экслибрисов и др., хотя первоначальный смысл его давно утрачен33.

Название «асклепейон» происходит от имени Асклепия. Лечение в асклепейонах при храмах (главный из них находился при святилище Асклепия в греческом городе Эпидавре) заключалось, как правило, во внушении. Сначала больного подготавливали с помощью поста, молитв, жертвоприношений, одурманивания курениями и др. Далее его ожидал сон в храме, а жрецы толковали сновидения, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, вплоть до хирургических операций. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпатели, зонды и др.

Также археологи обнаружили множество слепков больных органов, которые люди приносили в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда в качестве благодарности за выздоровление. Слепки обычно изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно эти артефакты дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.

Характерной чертой древнегреческой культуры было следование правилам личной гигиены, увлечение физическими упражнениями, закаливанием. В современной физкультуре сохранились древнегреческие термины, например «стадион», «гимнастика» и др. Молодежь училась в гимнасиях – школах физических упражнений. На многочисленных греческих вазах, предметах повседневного обихода и одновременно произведениях античного искусства, сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и др. Древнегреческие ваятели отразили в многочисленных скульптурах культ здоровья и красоты тела.

Медицина Древней Греции в меньшей степени, чем восточная находилась под влиянием религии. Жреческая каста не приобрела здесь господствующего влияния. Однако по мере развития рабовладельческого строя, а в связи с этим и религии, храмы в Греции, как и в других странах Древнего мира, все чаще становились центрами лечения болезней, жрецы присваивали себе функции врачей. Вместе с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать народная медицина.

Наряду с асклепейонами при храмах действовали носившие тоже название лечебницы и школы врачей, не принадлежавших к категории жрецов, а также мелкие ятрейи (тип частной лечебницы на дому у врача).

В ряде городов Древней Греции (Афины, Эгина, Самос) имелись общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий и домашние врачи в знатных и богатых семействах. Странствующие врачи – периодевты – ползовали торговцев и ремесленников. Светские врачи обслуживали раненых во время войн.

Основные философские течения в Древней Греции – материализм и идеализм. Для древнегреческой философии, особенно на наиболее ранних ее стадиях, характерна стихийная диалектика. Эта черта присуща, в частности, мыслителям Милетской школы (возникла в VI в. до н. э. в городах Малоазиатского побережья), которые одновременно были и естествоиспытателями, и врачами.

Участие греков в международном торговом обороте, их общение с различными народами, знакомство с разнообразными культурами и религиозными представлениями содействовали развитию у греков чрезвычайно оригинального мировоззрения, которое вошло в историю философии под названием «греческая натурфилософия».

Крупным представителем материализма в Древней Греции был Демокрит (ок. 460–360 гг. до н. э.), который учил, что в основе мира лежит материя, а не божественное начало, не какой-либо дух. Из первоматерии возникло все существующее. Материя состоит из мельчайших частиц (атомов). Частицы эти находятся в постоянном движении. Различными сочетаниями атомов Демокрит объяснял разнообразие явлений природы. Он считал, что природа едина и находится в вечном движении. Таким образом, Демокрит нанес удар религии, которая все объясняла сверхъестественным началом. Атомистический материализм выступил против идеи вмешательства богов в судьбы мира и отдельных людей, против суеверий.

Другим положением греческой философии был взгляд на природу как на нечто, находящееся в вечном движении, в непрерывном течении, в неустанном изменении. Покоя в мире нет, а есть постоянный процесс становления, одно состояние неизменно сменяется другим. Известно высказывание древнегреческого философа Гераклита: «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного, все во Вселенной охвачено потоком движения, все находится в процессе вечной смены, вечного движения».

Значительное внимание Демокрит уделял и медицине: в его трудах можно найти рассуждения о пульсе, воспалении, бешенстве. Обращаясь к своему современнику, врачу Гиппократу, он писал: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому». В этих словах нашли отражение общие материалистические взгляды Демокрита.

Эпикур (341–270 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, который защищал материализм и атеизм Демокрита от реакционных нападок со стороны мистиков и теологов, боролся против учения Платона и критиковал идеализм Аристотеля. Основой всего сущего Эпикур признавал неделимые материальные частицы – атомы, движущиеся в пустоте. Он считал, что атомы неделимы, неизменяемы, обладают различными формами, чем и объясняется бесконечное множество разнообразных явлений природы. Эпикур утверждал, что прямолинейное (вследствие тяжести) движение атомов сочетается с их спонтанным, внутренне обусловленным отклонением в сторону от прямой линии. В этом состоит существенное отличие его атомистической теории от взглядов Демокрита.

Атомистическое учение Эпикура было важным этапом в развитии древнегреческого материализма; оно укрепляло науку в борьбе против реакционных взглядов о мировом божественном двигателе. Учение о спонтанном отклонении атомов можно рассматривать как материалистическую и стихийно-диалектическую попытку определить внутренний источник движения материи. Эпикур, как и Демокрит, признавал закономерность явлений природы. Учение Эпикура было передовым философским течением эллинистической эпохи, благодаря которому могли развиваться знания о природе.

Греческая натурфилософия оказала существенное влияние на развитие материалистических взглядов на болезни.

Идеалистические течения были представлены школой Пифагора (конец VI в. до н. э.), а позднее, с IV в. до н. э., философией Платона. Эти философы-идеалисты игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающееся влиянием стоящей над миром силы в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон).

Платон (429/27–347 гг. до н. э.) отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир - не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.

В произведении «Тимей», в котором особенно явственно отразились идеалистические взгляды Платона, философ затронул близкие к медицине вопросы. Так, все происходящие в здоровом и больном организме процессы он истолковывал идеалистически и мистически. Долго живший в Египте, Платон был знаком с египетскими воззрениями, поэтому в «Тимее» он развил учение о божественной душе - пневме. По мнению Платона, пневма проникает в тело человека. Если попадает в мозг, то дает способность чувствовать и мыслить, в сердце – согревает человека, в печень - питает.

Превращениями пневмы в организме и ее влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления. Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном небом. Лекарства, считал он, не имеют никакого значения, исцелять могут только обряды, гимны, музыка.

Исходя из классовых рабовладельческих воззрений, Платон в трактате «Законы» свои советы по предупреждению болезней адресовал только сословиям правителей и государственных стражей. Ремесленников Платон рекомендовал лечить только от легких заболеваний, при тяжелых заболеваниях для ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная смерть». Он учил, что рабам знания недоступны и не нужны, как не нужна и настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником реакционных течений в медицине. Ученик Платона Аристотель (384–322 гг. до н. э.) - самый видный ученый древности, энциклопедист, специалист в различных областях знаний. Сын врача, он получил также медицинское образование. Аристотель подвел итоги предшествующего этапа развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных физике, зоологии, философии, истории и др. Сочинения Аристотеля представляют собой сумму сведений того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» он изложил описательную зоологию, в сочинении «О частях животных» - строение органов животных и их функции, в работе «О происхождении животных» - начала эмбриологии. Аристотель ставил ряд вопросов, в частности в области медицины, на которые могло дать ответ только последующее развитие науки. Он колебался между материализмом и идеализмом, и в его теоретических воззрениях преобладают материалистические тенденции. При этом характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности (телеология): «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма (Средних веков) использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о предсуществующих идеях одной из главных основ средневековой идеологии - схоластической философии.

По Аристотелю, источником суждений являются наблюдение, опыт и наведение, цель которых - служить орудием познания природы. Телеология Аристотеля приводила его к довольно фантастическим рассуждениям в области анатомии, эмбриологии и физиологии. Например, грудобрюшная преграда нужна для того, чтобы защищать благородные органы грудной полости от влияния вредных газов, поднимающихся из желудка. Телеология Аристотеля проникла в медицину эпохи упадка рабовладельческого общества и длительный срок господствовала в схоластической медицине Средневековья, благодаря чему оказала влияние на различные отрасли медицины. В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почетом. В Средние века Аристотель считался непререкаемым авторитетом.

Наивысшая ступень развития античной Греции, подъем древнегреческого искусства, науки, философии и культуры пришлись на V в. до н. э. Этот подъем был вызван, прежде всего, острыми социальными противоречиями и борьбой внутри страны, а также обусловлен победой над персидскими завоевателями. Военные достижения, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии обусловили расцвет искусства, науки, философии. Были созданы предпосылки для формирования внутренней и внешней торговли, расширился кругозор греков. Они познакомились с материальной и духовной культурой народов Малой Азии и Египта. В дальнейшем цивилизация Греции и Рима стала базой развития культуры древневосточных народов.

Знания древних греков еще не распространялись на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий. Во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

В Греции имелись школы, где готовили врачей по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в городе Книдос и на острове Кос. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.

Кротонская школа сложилась в Древней Греции раньше других медицинских школ. Она названа так по имени города Кротон, или Кортоне, в Южной Италии, который был в то время греческой колонией.

Школа в Кротоне характеризуется не столько практическими достижениями, сколько стремлением постигнуть природу человека. В этом отношении медицина античной Греции шла тем же путем, что медицина Китая и Индии. Можно сказать, что она продолжала эту линию.

Благодаря Кротонской школе медицина античной Греции приходит к вопросу о природе человека и решает его также при помощи философии. К числу научных достижений школы относятся первая постановка вопроса об организме как единстве противоположностей, появление принципа «противное врачуй противным», начальная разработка учения о патогенезе и др. Врачи Кротонской школы придерживались учения Анаксимена о воздухе как первооснове и первоисточнике всего существующего. Воздух, как известно, играл заметную роль в системе медицины Египта, Китая и Мидии. Философы и врачи Греции признают его как «первоматерию».

Учение Анаксимена о воздухе перенес в медицину врач Алкмеон Кротонский и создал так называемую пневматическую систему медицины (пневматика).

Организм, согласно Алкмеону, находится в состоянии равновесия следующих противоположных сил: «влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и прочих». Сегодня подобные представления кажутся слишком примитивными, но не будем забывать, что диалектическое мышление греческих философов выступало в своей «первобытной простоте» и наивности. Это в полной мере касается и мышления Алкмеона. Но какими бы элементарными ни были его воззрения на противоположности, составляющие «природу» организма, они, по сути дела, - первое в истории медицины представление об организме как единстве противоположностей.

Характеристика организма как единства противоположностей сохраняется в Книдской школе, которая сложилась в городе Книд, в Ионии. Ее расцвет относится к первой половине V в. до н. э. Глава школы - Эврифон, о котором, кроме имени, ничего не известно.

Книдская школа отличается значительными (для того времени) достижениями в практической медицине. Документом, подтверждающим это положение, является трактат «О внутренних страданиях».

Из трактата ясно, что представители Книдской школы научились довольно неплохо выделять отдельные симптомокомплексы, понимать происхождение отдельных симптомов и их значение для организма (зачатки диагностики и семиотики). Например, при подозрении на водянку в груди они рекомендовали взять больного за плечи, энергично встряхнуть его, а «потом слушать, в каком боку больше зыбление». Открытие этого симптома впоследствии приписали Гиппократу, так как трактат «О внутренних страданиях» был включен в «Гиппократов сборник».

Опираясь на эти знания, врачи Книдской школы отваживались на довольно смелые хирургические вмешательства. Кроме того, ввели в медицинскую практику ряд новых средств, до сих пор сохранивших свое значение: известь (как прижигающее), глину (в виде аппликации па грудь и голову), чеснок, лук, хрен, мяту.

Главной в Древней Греции считается Косская медицинская школа, для которой типичен отказ от систематизации болезней на группы и виды, в сущности – отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачи Косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Детально разработанный для разных случаев прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы34.

Под влиянием передовых философских учений древних греков, - стихийного материализма и наивной диалектики, - передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета предложили новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней; о связи их с внешней средой; о болезни как процессе, проходящем в своем течении определенные стадии; о необходимости наблюдения за ходом болезни и др. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний.

Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н. э.). Родившись в семье врачей, он, кроме знаний, усвоенных от отца, получил медицинское образование на острове Кос. После этого Гиппократ много путешествовал, жил в Египте, обошел прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на берегах Черного моря и после этого занимался врачебной практикой в Греции. Многочисленные путешествия дали возможность Гиппократу ознакомиться с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своем произведении «О воздухах, водах и местностях». Скифские лекари с давних времен имели высокую репутацию у греков. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали известное влияние на Гиппократа. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Неслучайно он советовал молодому врачу, желающему изучить хирургию, сопровождать войска в походе. Период деятельности Гиппократа совпал с эпохой Перикла, которую К. Маркс охарактеризовал как «высочайший внутренний расцвет Греции». Перикл был признанным главой афинской демократии. Следует заметить, что это была рабовладельческая демократия, то есть община свободных людей (купцов, ремесленников, землевладельцев и др.), имевших в виде собственности рабов. Рабы находились вне «демократии» и не только не имели никаких гражданских прав, но, по существу, не считались даже людьми, а рассматривались как говорящий инструмент. В соответствии с запросами современного ему афинского общества Перикл способствовал развитию знаний и искусств. В эту эпоху жили и творили философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Еврипид, историки Геродот и Фукидид и многие другие видные деятели. Историку Фукидиду принадлежит описание «афинской чумы» - большой эпидемии во время Пелопоннесской войны, участником которой он был.

От времен Гиппократа до нас дошло обширное собрание сочинений медицинского содержания, составляющее так называемый «Гиппократов сборник» и объединяющее около 70 источников. В этом сборнике, охватывающем разнообразную медицинскую тематику, самому Гиппократу принадлежит авторство наиболее важных работ («О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и т. д.). Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны учениками, последователями Гиппократа, в частности его сыном и зятем. Все это свидетельствует о том, что Гиппократ был главой целого направления, имел единомышленников, учеников и последователей. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передает взгляды представителей Косской школы. Благодаря этому произведение считается энциклопедией периода расцвета греческой медицины V-IV вв. до н. э., которая содержит обширный эмпирический материал. Авторы «Гиппократова сборника» собрали воедино медицинские сведения своего времени: систематизировали разрозненные наблюдения нескольких поколений врачей, дали описания болезней, известных в те времена, привели методы распознавания и лечения заболеваний, дополнив их изложением собственных методов и принципов врачевания.

Важной заслугой Гиппократа было то, что к анализу медицинских явлений он с успехом приложил принципы современной ему философии - материализм Демокрита и диалектику Гераклита. Пересмотрев под этим углом зрения основные проблемы медицины (причина, этиология и сущность болезней, их лечение и предупреждение), он дал им материалистическое толкование на уровне знаний того времени. Для Гиппократа болезнь - это проявление жизни организма в результате изменения материального субстрата, а не проявление божественной воли или злого духа. Таким образом, учение Гиппократа резко отличалось от идеалистических учений в медицине. Своими материалистическими в основе взглядами Гиппократ отвергал положения жреческой медицины.

Объяснение болезни он искал в материальных факторах, ее обусловливающих, и в изменениях этих факторов. Согласно Гиппократу, всякая болезнь имеет естественные причины, и все совершается только сообразно с природой.

Материалистический подход Гиппократа к вопросам медицины сказался в его оценке влияния внешних факторов на заболевание, в уверенности, что врач должен учитывать это обстоятельство. Таким образом, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье человека.

Естественные причины болезни, по его мнению, определяются, прежде всего, окружающей средой. К общим естественным причинам Гиппократ причислял такие, которые своим действием вызывают заболевание у многих людей: время года, температура воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Наряду с этим Гиппократ отмечал причины возникновения болезней, характерные для конкретного человека, то есть индивидуальные: образ жизни, диета, возраст, наследственность, склонность к определенным недугам.

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил местный климат, почву, образ жизни населения и др. Только тот, считал он, кто предварительно исследует условия жизни в городе, сможет успешно работать в нем в качестве врача.

Гиппократ разбирал каждое из указанных им условий в свете риска возможных заболеваний, устанавливал связь различных болезней с временами года. В сочинении «О древней медицине» он объяснил возникновение медицины материальными потребностями первобытного общества, в первую очередь заботой о питании, хранении и использовании продуктов. Отражая характерный для древнегреческих мыслителей стихийно-диалектический подход, Гиппократ понимал болезнь как общий процесс всего организма, склонялся к пониманию организма и процессов, в нем происходящих, в единстве и целостности.

Исходя из гуморальных представлений Гиппократа, жизнь организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровью, слизью (флегма), желчью желтой и черной. В основе соков лежат различные сочетания четырех первичных начал природы: тепла, холода, сухости, влажности. Каждому из четырех соков соответствует определенный «темперамент»: крови - сангвинический, слизи (флегме) - флегматический, желтой желчи – холерический, черной желчи - меланхолический. Темперамент любого человека обусловлен преобладанием у него соответствующего сока. Образование темпераментов у людей (типов людей) Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей, подчеркивая при этом, что природа, окружающая человека, действует на него. Классификация Гиппократом «темпераментов» человека, как и лежащие в ее основе гуморальные представления, конечно, далеки от современных представлений.

Гиппократ изучил систему органов движения: кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения закрытых и открытых переломов, растяжений, вывихов, а также «скамья Гиппократа» - станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Много рационального содержится и в его указаниях по уходу за ранами, наложению повязок и др.

В сочинениях Гиппократа прослеживаются богатый опыт и наблюдательность, о которой говорят, например, приведенные им меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, плевритический шум трения - с хрустом кожаного ремня и др. Гиппократ выслушивал ухом грудную клетку - прием, долго не находивший достаточного развития после него.

Многие афоризмы и высказывания великого врача свидетельствуют о догадках, приближающих его к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий. Наряду с этим у него встречаются суждения, отражающие невысокий уровень анатомо-физиологических и медицинских представлений Древнего мира.

В учении Гиппократа уделялось внимание как организму больного, так и внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма. Он остерегался насильственно вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая, прежде всего, «не вредить».

Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении за больными, рекомендовал посещать их как можно чаще - в разное время суток, во время сна и бодрствования, в самых разнообразных состояниях. В соответствии с наивно-диалектическими воззрениями греческих философов Гиппократ смотрел на болезнь как на процесс, имеющий начало, середину и конец, то есть проходящий три стадии – «сырости», «сварения» и «извержения» (crisis). Наблюдательность врача позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы, которые и сегодня носят его имя, например: лицо тяжелобольного – «маска Гиппократа» (facies Hippocratica); утолщение концевых фаланг пальцев рук – «пальцы Гиппократа» (digiti hippocratici); плевритический шум – «шум плеска Гиппократа» (succussion Hippocratis). Основное внимание этот выдающийся врач уделял заболеваниям внутренних органов, общей терапии, акушерству, хирургии и др.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией, дал описание свинки, других заболеваний новорожденных и грудных детей. Его высказывания на эти темы дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Несмотря на сохранившиеся предрассудки и ненаучные пережитки, они представляют собой ценные свидетельства ушедшей эпохи. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Соран Эфесский, Орибасий), европейских врачей Средневековья (представители Салернской школы), деятелей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн Сина и др.), врачей эпохи Возрождения.

Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу излечения больного видел в использовании врачом природных свойств организма. Задача врача – учитывая особенности организма больного, помочь ему силами природы. Терапия Гиппократа отражала многое из прежнего опыта медицины. Основа терапии Гиппократа – вера в целительные свойства природы («природа – врач болезней»), поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.

Значительное место в лечении больного Гиппократ отводил диете, которую толковал расширенно, – не только как пищевой режим, но и как общегигиенический фактор. Не пренебрегал он и лекарственным лечением. В этой области он широко использовал опыт народной медицины. Так, в «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 средств животного происхождения, применявшихся в качестве лекарств: потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и др. Среди наружных средств значились соли металлов. Гиппократ назначал банки и кровопускание, рекомендовал врачу соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

Наряду с рациональной терапией, в учении Гиппократа – как своеобразная дань времени – сохранялись и элементы магического верования. К примеру, он придавал особое значение числам, считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические – на 21-й день и что заболевания чаще возникают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же – переполнение... Труд врачует отдых и, наоборот, покой – труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач». Такой взгляд в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа материалистическим противопоставлением идеалистической концепции, в частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для остановки кровотечения он рекомендовал придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие и прижигающие средства. При ранении советовал покой, при вывихах и переломах – обездвиживающие повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. Он утверждал, что «в сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные»35.

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу он посвятил особое сочинение «Прогностика». «Мне кажется, – писал Гиппократ, – что для врача самое лучшее – позаботиться о способности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный Гиппократом.

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача с пациентом и его родственниками, с коллегами-медиками, выдвинул приоритеты в деятельности врача.

«Клятва» не является оригинальным произведением Гиппократа; весьма сходные описания профессиональных обязанностей врачей встречались и в более ранних источниках Египта, Индии, других стран, в том числе России. Во многих странах и до настоящего времени этот текст (в несколько скорректированном виде) используется как присяга или торжественное обязательство лиц, оканчивающих медицинские факультеты врачей.

Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого (как и вообще эксплуататорского) строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение пациента с требования оплаты и установления ее размера.

Гиппократ пытался найти единство во всем многообразии жизни, но ответы на эти вопросы искал в догадках натурфилософии, преимущественно у врача и философа Эмпедокла, а именно в его учении о четырех стихиях как материальной основе мира. В соответствии с этим Гиппократ чисто умозрительно принял учение о четырех жидкостях, лежащих в основе жизнедеятельности человеческого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь) и четырех свойствах (холод и теплота, сухость и влажность), смешение и соотношение которых якобы обусловливало здоровье и болезнь, темперамент и конституцию.

Гален назвал Гиппократа истинным основателем теории элементов. Эмпедокл считал, что во всех телах существуют четыре основные материи, и глубоко верил в их неизменность, в то, что тела могут смешиваться лишь механически. Тогда как Гиппократ видел причины телесных явлений не столько в основных материях, сколько в особенностях и качествах последних. Кроме того, допускал образование тел через смешение этих основных материй.

Гиппократ на многие века определил направление развития медицины. В течение долгого времени представители медицинской науки в своей деятельности исходили из наследства Гиппократа. Важнейшие идеи Гиппократа: наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диетические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и схоластической переработки последующих веков, – сохранили свое значение до настоящего времени.

Учение Гиппократа сыграло исторически положительную роль. Основные принципы его учения предостерегали врачей от односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которыми изобиловала в ходе своего дальнейшего развития медицина36.

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV–I вв. до н. э.). После завоевательных походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) влияние Греции распространилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию. Из недолго просуществовавшей огромной монархии Александра Македонского выделился ряд государств. Поработив население восточных стран, греко-македонские завоеватели создали несколько новых политических, экономических и культурных центров. Для эллинизма характерно сочетание культуры покоренных восточных стран с эллинской культурой. Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия.

Правители Александрии - Птолемеи - в связи с экономическими и военными запросами государства покровительствовали развитию разнообразных областей знания.

Значительное развитие в Александрии получила также медицина, главным образом анатомия и хирургия. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат, наряду с лечебной практикой, занимались запрещенными прежде вскрытием трупов и даже вивисекцией. Они значительно приумножили знания врачей о строении организма, а отчасти - о его функциях. Особенно большой след оставили работы этих медиков в области изучения нервной и сердечно-сосудистой системы. В Александрии и других эллинистических государствах действовали аптеки, в которых работали врачи.

В I в. до н. э. политический и экономический центр Древнего мира переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма, и особенно Александрии, сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков.

Александрия сохранила известное значение и в качестве медицинского центра. Александрийская школа оказала неоспоримое влияние на виднейшего представителя медицины в Древнем Риме – Галена. Врачи Александрийской школы способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной Александрийской школы была идеалистическая направленность в философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма.

Герофил (III в. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона, считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. Герофил ввел много лекарственных средств в терапевтическую практику, был предшественником учения о специфическом действии лекарств.

Эразистрат (Эрасистрат; III в. до н. э.), производя вскрытия человеческих трупов и изучая функции органов на живых животных, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания пищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.

Эразистрат принимал учение о пневме. Как «жизненный дух» пневма входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Он различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы, 2) нервную систему. Полагал, что артерии содержат пневму, вены – кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии, наоборот, выглядели пустыми, поэтому казались египтянам, а позднее грекам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и ее центральными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма поступает через нос, трахею и при вдыхании доставляется органам.

Излагая взгляды Эразистрата, Гален писал: «Было бы непонятно, как природа, которая ничего ненужного (излишнего) напрасно не делает, вдруг создала бы два рода различных сосудов, которые должны были бы нести одну и ту же влагу (кровь). Непонятно было бы, куда девается масса воздуха, которую мы постоянно вдыхаем, если бы не было особых сосудов, разносящих ее по всему телу, как бы совершались функции организма… при помощи этой пневмы, которая, как учили все древние, служит местопребыванием жизненной силы тела».

Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что сначала со свистом выходит пневма, далее «пустое пространство» тут же замещается кровью из соседних вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения воздухом или освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней называл плетору (избыток кровенаполнения), появляющуюся в результате излишества в пище и ее несварения. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и др.

Завершая тему, приведем слова французского историка эпохи Просвещения, издателя первого тома Гиппократа Э. Литтре о значении наследия древнегреческой медицины: «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись прочным и солидным образованием, там следует искать дополнения, которые возвышают ум, укрепляют суждение и показывают в научной традиции работу последовательных поколениий, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу».

31 Мирский М.Б. История медицины и хирургии : учебное пособие. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 528 с.

32 Мультановский М.П. История медицины : учебник для студентов мед. вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 1967. – 272 с.

33 Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. – М. : Медицина, 1990. – 208 с.

34 Давыдов Б.В. Становление медицинского знания в Древней Греции (косская и книдская медицинские школы) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции. – 2014. – № 5 (37).

35 Бородулин Ф.Р. Лекции по истории медицины. - М. : Медгиз, 1955 ; История медицины / под ред. Б. Д. Петрова. - М. : Медгиз, 1954. - Т. 1 ; Карпов В П. Гиппократ и Гиппократов сборник // Гиппократ. Избранные книги / пер. с греч. проф. В.И. Руднева. - М. : Биомедгиз, 1936 ; Мультановский М.П. История медицины. - М. : Медицина, 1967.

36 Лисицын Ю.П. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / под ред. Б. В. Петровского. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1977. - Т. 6.

Дополнительные материалы к лекции