Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 3

Древний мир.
Врачевание в странах Древнего Востока

В 21-м веке многие люди обращаются за помощью к нетрадиционной медицине, считая ее более здоровым и безопасным вариантом. Хотя, если быть честным, ее составляющие как раз - традиционная народная медицина Китая и древнеиндийская Аюрведа - на протяжении многих веков помогают людям.

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 3

МЕДИЦИНА В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древний мир – это принятое в историографии понятие, которое объединяет цивилизации, существовавшие до V в. новой эры. Его хронологические рамки находятся между доисторическим периодом и эпохой Средневековья, преимущественно в Европе, поскольку древность в Китае завершится с появлением империи Цинь, в Индии – империи Чола, а в Америке – с началом европейской колонизации.

В рамках Древнего мира мы изучаем Древний Восток и Античность (Древняя Греция и Древний Рим) – исторические периоды, считающиеся классической древностью. Именно в эпоху Древнего мира люди создали неповторимые храмы, гробницы, загадочные пирамиды, над тайной которых бьются ученые всего мира. Появилась письменность – клинопись, иероглифы.

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Именно здесь совершился переход от первобытно-общинного строя к строю рабо- владельческому.

Народы и племена Востока ранее других (за 4000–5000 лет до н. э.) вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия и др.), Египте, Индии и Китае уже в IV–II тысячелетиях до н. э. В I тысячелетии до н. э. рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (Урарту); в VIII–VII вв. до н.э. существовало сильное рабовладельческое государство Хорезм. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

Рабовладельческий строй с его новым способом производства был шагом вперед в развитии, открывал более широкие возможности роста производительных сил по сравнению с первобытно-общинным строем.

Рабовладельческий строй – первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные люди (за исключением женщин) пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами, тогда как рабы были лишены этих прав и не могли вступить в состав свободных. Сообщество свободных людей разделялось на класс крупных земле- владельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами.

В странах Древнего Востока рабовладельческий строй развивался в своеобразных формах: длительно сохранялись пережитки родового строя, отмечалось прочное, хотя и пережиточное сохранение древней общины (сначала – семейной, позднее – сельской), здесь впервые общество разделилось на классы рабовладельцев и рабов, образовались своеобразные доисторические государства, где отмечалось медленное прогрессивное развитие, преобладали натуральное хозяйство и примитивная меновая торговля. Преобладающим политическим строем была деспотическая монархия с пережитками родового строя. Власть деспота оправдывалась и обосновывалась религией; царь считался воплощением бога на земле и правил в интересах знати19.

Огромную роль в рабовладельческих странах Востока играли жрецы. Они были влиятельной кастой. Сила жрецов, кроме религиозной власти, основывалась на экономической мощи храмов, обладавших большими богатствами: землей, рабами, скотом, кораблями и др.

История зарождения, возникновения и развития философской, естественно-научной и медицинской мысли в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскрывает значительную роль Востока в истории мировой культуры, науки и философии20. Уже за несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды расчищали почву для возникновения науки.

Мыслители Древнего Востока рассматривали мир таким, каков он есть, владели накопленными многолетним опытом, сведениями о свойствах природных тел и явлений. Но они не могли опереться на систему естественно-научных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии.

Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода народов Древнего Востока было изобретение письма. Они оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают сведения о медицине той эпохи.

Практически каждая цивилизация Древнего Востока являет нам свои памятники письменности. Эти бесценные исторические источники легко дифференцируются по материалу и письму. Так, глиняные таблички с клинописным текстом, преимущественно из библиотеки царя Ассирии Ашшурбанипала, рассказывают о цивилизациях Междуречья, папирусы с медицинскими текстами – о врачевании в Египте, рукописные книги – о китайской и тибетской медицине21.

Медицинская деятельность того времени чаще всего предстает перед нами в ауре мистических ритуалов. Для правильного понимания прошлого медицины рабовладельческого периода приходится отделять объективные факты от элементов мистики. Это непросто сделать при рассмотрении врачевания в цивилизациях Древнего Востока. Однако у древних греков и древних римлян, жизнь которых не находилась под таким влиянием религии, картина становится более ясной. Нельзя забывать и о том, что Древний Восток – это все-таки «утро цивилизации». Именно здесь из порой примитивных эмпирических и религиозно-мистических представлений будет зарождаться классическая научная мысль.

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицинской науки носит название жреческой (храмовой) медицины22.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца или бог плодородия. Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе привела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ответственных» за отдельные области жизни: боги здоровья, боги – покровители медицины и больных людей, боги врачей, богини – покровительницы беременных женщин. Жрецы, часто являвшиеся наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, теми, кто умеет с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя их указаниям, возвращать утраченное здоровье.

Теургическое врачевание основано на религиозно-мистических верованиях. Слово это имеет греческое происхождение и означает «обряд», «священнодействие», «жертвоприношение». Приношения верующих были одним из источников доходов храмов. Люди приносили в храмы ценные вещи, прося исцелить их от болезней, и в память об умерших. Надеясь получить исцеление, больные жертвовали изображения своего больного органа – глаза, уха, сердца, матки, конечности и др. Обычай подобных приношений был особенно распространен в местах, известных древними культами, храмами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклонения широко использовались жрецами. Вблизи них обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупали паломники. Храмовое врачевание как форма медицинской деятельности получит особое развитие в Древней Греции.

Таким образом, изначально следует выделять два направления лечебной деятельности – эмпирическое врачевание (практический опыт народа) и теургическое врачевание. Именно таким путем медицина будет выходить из состояния первобытности23.

В современном мире существуют три глобальных направления медицинской деятельности: народная медицина (правильно – народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина.

Народное врачевание (народная медицина) – понятие достаточно широкое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет назад) до наших дней. На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников – поистине народным врачеванием.

Народная медицина – ровесница человека на Земле. Более того, она является универсальным явлением, которое существовало во все периоды истории человечества, у всех народов мира.

Опыт народных врачевателей умножался тысячелетиями, передавался из поколения в поколение, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Многое было утрачено, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной медицины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до полного отрицания. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные свойства веществ растительного, животного, минерального происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, правила гигиены), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат страха и бессилия перед стихийными проявлениями могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традиционной, а затем и научной медицины. В то же время магические ритуалы и иррациональные приемы первобытного врачевания были предметом критической оценки и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина – понятие более узкое, конкретное и исторически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, точнее религиозно-философское, учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окружающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. Поскольку традиционная медицина развивается в русле канонов и правил, которые стабильны, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классический пример – традиционная китайская медицина). Иными словами, традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной культуры. Это не исключает возможности ее распространения и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффективнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и государственности – временем, когда устанавливались их общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения. Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы. И народное врачевание, и традиционная медицина служат истоками научной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным экспериментом, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в том числе экспериментально) обоснованные концепции, гипотезы, теории. Под научным экспериментом мы понимаем объективную повторяемость результата, подтверждающую научные данные. Научная медицина и ее методы не являются традиционными, связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Более того, научная медицина интернациональна по своей сути, и в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов. Цель естественных наук – объективное исследование природы и законов ее развития. Во всех странах это исследование ведется на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина нетрадиционна в историческом контексте. Следовательно, ее современная «альтернатива» (например применение метода чжэнь-цзю) не может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле «отличная от привычной для нас научной медицины») исторически близоруко, следовательно, неправомерно. Именно эти так называемые нетрадиционные методы чаще всего и оказываются методами традиционной медицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и др.).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего, это научная медицина; она – вне какой-либо одной традиции, то есть нетрадиционна. В Китае по сей день существуют и традиционная китайская и нетрадиционная научная (главным образом европейская) медицина. Преподают их в различных медицинских школах и вузах, однако на практике обе тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной медициной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и предупреждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающей средой.

Представления о болезнях в эпоху Древнего Востока можно разделить на две большие группы: метафизические и наивно-материалистические. Паразитарная, пневматическая, гуморально-патологическая теории, учение о противоположностях, приоритет естественных причин – все это важные основы древних воззрений, которые будущие поколения медиков подвергнут изучению и научному оформлению.

В рабовладельческих государствах народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В период разложения первобытно-общинного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимущественно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, появился врач-профессионал.

Эта новая профессия заняла видное место в обществе и получила признание в государстве.

Медицинскую подготовку врачи-профессионалы обычно получали в семье. Врачебные знания передавались из поколения в поколение и дополнялись новыми сведениями. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным приемам, сообщал секреты приготовления лекарств. С течением времени информация накап- ливалась, и становилось трудно удерживать ее в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появились первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств.

Для окончательного формирования облика врача необходимы были еще две составные части – законодательство и этика.

В этот исторический период появилось первое медицинское законодательство. До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства – законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII в. до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собой собрание статей, вырезанных клинописью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях24.

Медицинская этика зародилась в Древней Индии. Она изложена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни... Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания. Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли… и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению.... Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить... никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить больному...» 25.

Таким образом, на исходе существования Древнего мира сформировались отличительные черты профессиональной деятельности врача:
- специальное образование;
- получение оплаты за медицинскую деятельность, за счет которой врач живет;
- работа под контролем государства (закона);
- появление врачебных корпораций (с V в. до н. э., Древняя Греция);
- следование этическим нормам, связанным с профессиональной деятельностью врача.

Древние египтяне верили, что душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться.

В целях предохранения трупов от разложения они применяли бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило массового характера, охватывало только привилегированную верхушку – царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, из-за чего опыт бальзамирования был довольно ограниченным. Анатомические термины, употреблявшиеся древними египтянами, подтверждают, что уже тогда существовали представления о таких органах, как мозг, печень, сердце, сосуды. Однако в целом знания по анатомии и физиологии человека оставались скудными.

У индийцев вскрытие трупов не запрещалось, но способы анатомирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в «Ведах», свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).

В Древнем Китае врачеватели имели некоторые анатомические и физиологические представления. Например, они знали, что сокращение сердца является причиной движения крови. В китайских анатомических рисунках, наряду с более или менее правильными изображениями частей тела, имелись и ошибочные.

Анатомческие атласы, на протяжении веков многократно исправлявшиеся, дошли до наших дней.

Методы обследования больного в рамках цивилизаций Древнего Востока были довольно разнообразными. Это осмотр кожи, глаз, слизистых оболочек, языка; определение заболеваний по голосу и запаху тела; измерение теплоты тела; исследование выделений; подробный опрос; ощупывание, выслушивание; исследование пульса.

Приемы врачевания поражают своим разнообразием: кровопускания, хирургические методы, диета, гимнастика, массаж, иглоукалывание. Применялись различные лекарственные средства. Понятно, что у каждого народа есть свои особенности лечебных приемов. Их сложность зависела от уровня анатомического знания и, в известной мере, от свободы врачевателя, отсутствия запретов на исследования.

Медики рабовладельческого периода владели хирургическими методами и применяли их в условиях мирной жизни и на поле боя (удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечения и др.). На территории Ассиро-Вавилонии, Египта, Армении, Грузии, Азербайджана, Хорезма, Индии археологи обнаружили много хирургических инструментов (ланцеты, пинцеты, ножницы и др.). Во время хирургических операций использовали средства, снижающие болевые ощущения у пациента (опий, белена, конопля, настой из корня мандрагоры). В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременным женщинам: вырабатывались гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, оттачивались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, проводили кесарево сечение и эмбриотомию.

В медицине рабовладельческого периода применяли лекарственные вещества в основном растительного происхождения, реже – животного (молоко, масло, шпанские мушки), некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк).

Медицина в Месопотамии

В конце III – начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в севео-восточной части Месопотамии выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.

Дошедшие до нас многочисленные памятники цивилизации рассказывают об уровне медицины в древних рабовладельческих государствах, существовавших в Двуречье в период XX–XVII вв. до н. э.

Болезнь всегда представлялась людям как некое вмешательство извне, следствие проникновения в тело демонов, творящих болезни. Такие воззрения о болезни обусловили и лечебные мероприятия: чтобы излечить больного, следовало прежде всего изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов, которые должны были отпугивать злых демонов. При лечении применялись символические приемы: очистка луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепили и сжигали фигурки демо- нов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец). До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежавших государству медицинских школах, которые существовали в Вавилоне. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, применяла средства народной медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускания. Услуги врачей в Вавилоне были недоступны для малоимущих. Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по излечению на основе личного опыта.

В вавилонских, а позднее ассирийских клинописных записях встречается перечень симптомов заболеваний: боли в желудке (указываются даже места – «у сердца» и др.), жжение, рвота (отдельно указывается рвота желчью), желтуха (общая и местная), изменение цвета языка, метеоризм, понос, потеря аппетита, мышечные боли и др. Упоминаются кашель, поражения глаз и кожи, опухоли; описывается «удар», приведший к параличу; характеризуется лихорадочное состояние. Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало определенные анатомические познания.

Для изгнания демонов в ассирийской медицине (позже и в вавилонской) часто употребляли вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, неприятные на вкус лекарства и др.). Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону. у ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и неблагоприятные числа для начала лечения, операции, родов и др.). С расположением светил связывались возникновение и ход эпидемий, часто поражавших население стран Древнего Востока. Затем ассиро-вавилонскую астрологию переняли другие народы и широко использовали в медицине.

При раскопках крупнейших городов (Вавилон, Ниневия) были обнаружены следы санитарного благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб. Существовали законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь проказой. При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания (оспа, экзема, сифилис).

Для лечения использовались растительное сырье, средства животного происхождения, минеральные вещества (нефть), применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств (натощак и после еды). Описаны поильник для больных и другие предметы ухода. При раскопках дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (VII в. до н. э.) найдены плитки с клинописью, в том числе около 1000 плиток с текстом медицинского характера. Эти тексты медицинского содержания отражают преобладание культовых моментов в медицине над эмпирическими наблюдениями. В некоторых текстах имеется прямое указание на то, что предназначаются они для «заклинателя, отправляющегося в дом больного» 26.

Медицина в Древнем Египте

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта. Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов-врачей и пользовалась высокой репутацией. Постепенно, по мере накопления опыта, за 2000 лет до н. э. в Египте сложилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

В период так называемого Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине. Источниками наших сведений о медицине Древнего Египта, как и о культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях, но в первую очередь на свитках папируса.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов их распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых пространных медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, а также папирус Эберса, обнаруженный в Фивах, описывающий заболевания отдельных частей тела. Папирус Смита считают поздней копией не сохранившегося до нашего времени древнего папируса, приписываемого Имхотепу – врачу, архитектору, жрецу и царедворцу. Более поздний папирус Бругша (ок. 1450–1350 гг. до н. э.) трактует вопросы о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200–1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводом более древних медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы различаются по характеру трактовки медицинских материалов и отражают различные воззрения на болезнь. В самом древнем папирусе главное внимание уделяется эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержатся религиозные мотивы. Тогда как в папирусе Эберса, наряду с массой эмпирических наблюдений, встречаются включения мистического, религиозного характера, советы по магическим действиям врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические обряды и молитвословия. Известный германский египтолог Г. Грапов с удивлением отмечал, что «медицина в Египте с течением времени все более погружалась в колдовство и мистику».

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя религии усиливались, как и элементы храмовой, жреческой медицины. С другой стороны, продолжала существовать и развиваться эмпирическая медицина, коренившаяся в богатом опыте народа и наблюдениях лекарей-эмпириков, связанная со стихийно-материалистическими представлениями. Понятия о причине возникновения болезней жрецы связывали с религиозными верованиями (болезни – следствие вселения демона, возникают по воле богов). Наряду с этим египтяне признавали и естественные причины заболеваний (например, им была известна роль кишечных паразитов). По аналогии с избавлением от кишечных пара-зитов лечение рассматривалось как изгнание невидимых червей, будто бы вызывающих болезни. В Египте бытовали представления о четырех элементах, из которых слагается окружающий мир: воде, земле, воздухе, огне. В связи с этим возникли и зачатки гуморального учения о четырех основных соках – носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье или недуг. Наряду с гуморальным учением в Египте возникло учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу. При болезни изменяются свойства крови и пневмы. Этими представлениями определялся характер терапевтических воздействий. Задача лечения заключалась в том, чтобы вызвать выделения из организма больного образовавшихся в нем гнилостных веществ, удалить так называемую дурную кровь.

Египетские врачи применяли клизмы с лечебными целями, для очищения кишечника. Чтобы заблаговременно удалить «испорченные вещества», пациентам давали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Для удаления «испорченной крови» применяли кровопускания.

Симптомы болезней были изложены довольно подробно. В папирусах описаны кровотечения, тяжелые изнурительные лихорадки, кишечные, кожные, глазные болезни, заболевания дыхательных путей, слоновая болезнь. Ряд методов лечения был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей (массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и др.)27.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при раскопках древнеегипетских городов, встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накапливали сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций. В Египте применяли перевязку ран, ампутацию, обрезание, кастрацию. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются точные описания паралича и др.; имеется указание на значение голоного и спинного мозга для организма человека; описываются травмы головы и позвоночника, и отмечено, что в результате повреждения мозга повреждается все тело. Со времен первой династии (более 3000 лет до н. э.) в таких городах, как Мемфис, Гелиополис и др., при храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев, в том числе греков.

В целом, медицина Древнего Египта оказала большое влияние на искусство врачевания греков, евреев и арабов28.

Медицина в Древней Индии

К концу IV – началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, но остатки патриархальной общины сохранялись еще длительное время.

Население рабовладельческой Индии делилось на касты: жрецы-брахманы, воины, свободные крестьяне, ремесленники и торговцы, рабы, а также даса – совершенно бесправная каста, обязанная «со смирением» обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (например совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и рабами были запрещены и карались. Кастовое деление пережило рабовладельческий строй. Как способствующее эксплуатации трудящихся масс оно сохранилось в Индии в условиях феодализма и капитализма (в частности его старались всячески поддерживать английские колонизаторы).

Источниками для изучения медицины Древней Индии в основном являются «Веды», то есть сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса и так называемые законы Ману (1000–500 лет до н. э.) – собрание правовых предписаний, дошедшее до нас в более поздних переделках. По законам Ману (считался прародителем человечества) врач за неудачное лечение должен был уплатить штраф, размер которого определялся кастовой принадлежностью больного. На положение врача в индусском рабовладельческом обществе указывает памятник индийской литературы Х в. до н. э. «Ригведа»: «Наши желания различны: возчик жаждет дров, врач – болезней, а жрец – жерт венных возлияний». Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного (газообразного, аналогичного пневме древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались тесным образом связанными с основными элементами или стихиями природы.

Сильную сторону медицины Древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: влияние климата и времен года на здоровье, чистота в жилище, правила личной гигиены, гимнастика, питание, умеренность в пище, польза раннего вставания, гигиена рта, купание, опрятность в одежде, стрижка волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предписывалось выбрасывать далеко от дома. Гигиенические рекомендации были обращены в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени – к тем, кто им подчинялся, и совершенно не относились к рабам.

Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной. При раскопках в Мохенджо-Даро (северо-запад Индии) обнаружены относящиеся к концу IV – началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного города: городская канализация, причем главные трубы этой магистрали достигали в диаметре 2 метров. Каждый дом имел бассейн.

Религия в Индии (сначала брахманизм, позднее сменивший его буддизм), как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. Поэтому в дошедших до нас текстах («Веды» в более поздней их редакции, другие документы), посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и др. Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно связана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о наличии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, аналогичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.

Источником сведений по медицине Древней Индии, а также стран Южной, Юго-Восточной и Западной Азии является письменный памятник «Аюрведа» (в пер. с санскрита «знание жизни»), составление которого относится к IX–III вв. до н. э. Известны три редакции «Аюрведы». Автор наиболее полной – легендарный врач Сушрута. Его книга – это обширная энциклопедия медицинских знаний, где, наряду с постулатами жреческой медицины, представлены элементы рациональной медицины, опирающиеся на многовековой опыт народа.

Причинами болезней Сушрута признавал не только гнев богов, но и изменение климата и погоды, нарушения диеты, правил личной гигиены. Обследуя пациента, древнеиндийский врач опрашивал его, осматривал, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.

В «Аюрведе» приведены признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота, мочеполовых органов, суставов и других частей тела. Также содержались рекомендации по питанию, использованию массажа и ванн, описания 760 лекарственных растений. Кроме растительного сырья применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в разных формах (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.

В «Аюрведе» можно найти описания более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить многие хирургические операции: кровопускание, ампутацию, грыжесечение, камнесечение, лапаротомию, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»). Они знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбриотомии). Приписываемая римскому автору Цельсу характеристика классических признаков воспаления (краснота, припухлость, жар, боль и нарушение функции) приведена в «Аюрведе». Там же описаны способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидкостями, специфическое для китайской медицины лечение иглоукалыванием.

В «Аюрведе» приведены правила поведения врача, от которого требовались высокие моральные и физические качества, говорится о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию29.

Медицина в Древнем Китае

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце III – начале II тысячелетия до н. э. Тогда же возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся на тысячелетия. Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными, превращала их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

Китай имел крепкие торговые связи с Индией, странами Средней Азии, Персией, Сирией, а позднее через них с Римской империей. Повсеместно славились китайские шелка, гончарные, костяные изделия, позднее фаянс и фарфор. В Древнем Китае уже были известны порох, бумага и компас (магнитная игла). Больших успехов достигли математика, астрономия, исчисление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного неба, календарь. Расширились географические знания, получили развитие агрономия, биология, медицина и другие науки. Все это способствовало распространению в Древнем Китае материалистических идей.

Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме – взаимоотношению пяти «первоэлементов», к которым они относили огонь, землю, воду, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил, а здоровье или болезнь определялись их соотношением.

Болезни делились на две группы: «ян» и «инь». Болезни группы «ян» объяснялись повышенной функцией организма, группы «инь» – пониженной функцией.

В диагностике большое внимание уделяли пульсу. При этом различали много его видов – в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др. О пульсе было написано много исследований. Осматривали язык и естественные отверстия организма: ноздри, уши, глаза, рот, – а также выделения – испражнения и мочу. Мочу даже пробовали на вкус (кислый, сладкий и др.). При исследовании мочи часто различали пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.

Много внимания китайская медицина уделяла общему гигиеническому режиму – «разумной умеренности», правильному распорядку работы, отдыха, сна, рациональному питанию. Большое значение придавали общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике. Однако лечение было доступно исключительно состоятельным людям.

Известное благоустройство, имевшееся в некоторых древних китайских городах, свидетельствует о зачатках общественной гигиены.

В Китае существовало государственное медицинское учреждение, предназначенное для обслуживания императорского двора. Однако функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например эпидемии). Широкое распространение в Китае получила вариоляция для предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.

Основным способом лечения считалось воздействие противоположным (например при жаре – холодом). Применяли методы лечения, основанные на богатом опыте: назначали ртуть для лечения сифилиса, серу – для избавления от чесотки; практиковали изоляцию больных в борьбе с проказой, оспой и др.; знали о разнообразных приемах массажа.

Древние китайские врачи использовали многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения. Среди лекарств растительного происхождения особое место занимал женьшень, назначавшийся при различных болезнях (туберкулез, малокровие, лихорадочные заболевания и др.). Применяли лимонник, камфару, ревень, имбирь, индийскую коноплю, почки бамбука, чай, лук, чеснок, смолы, аконит и др. Из лекарств животного происхождения наиболее популярными были панты (рога молодого пятнистого оленя), мускус, печень, костный мозг; особенно ценились внутренние органы и кровь тигра. Как кровоостанавливающее средство (при кровохарканье) использовали костный клей (желатин). В ходу были и разнообразные минеральные вещества – ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия.

Своеобразным, насчитывающим несколько тысячелетий методом лечения в китайской медицине является чжень-цзю-терапия – иглоукалывание и прижигание. Уколы назначали для облегчения передвижения по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества для ликвидации их «застоя» и тем самым устранения причины заболевания. Уколам также приписывали стимулирующее, регулирующее, координирующее влияние на деятельность нервной системы. На теле человека насчитывали более 600 «жизненных точек», через которые осуществлялось воздействие. Издавна в Китае пользовались рисунками и моделями тела с нанесенными на них точками для уколов30. Наряду с иглоукалыванием применяли прижигание (мокса) тех же «жизненных точек» на теле зажженными палочками высушенной полыни или особой пакли. Уколам и прижиганиям приписывали не столько местное, сколько общее действие.

В древней китайской медицине обезболивание обеспечивалось с помощью вытяжки из корня мандрагоры, опия, гашиша и др. Под наркозом делали операции на органах грудной клетки и брюшной полости. Позже, в эпоху феодализма, по причине религиозных запретов развитие хирургии приостановилось, и хирургическая деятельность свелась лишь к элементарным вмешательствам (например вскрытие абсцесса).

В китайских лечебниках встречаются указания на передачу некоторых болезней через одежду, распространение чумы крысами. Имелось наблюдение о том, что возникновение и распространение чумы, а также других заразных заболеваний происходит преимущественно в портовых городах.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами. Китайская аптека как специальное учреждение известна с давнего времени. Врачи первоначально представляли собой светских практиков-эмпириков типа ремесленников, но были и врачи – ученые, исследователи. Сохранились имена видных китайских врачей: Бянь Цао (V в. до н. э.); Хуа То (ок. II в.), производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание; Чжан Чжун-цзиня прославившегося лечением лихорадок и крупным трудом «Шан хань лунь» на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди нэй цзин» («О природе и жизни»), переработанная в VIII в. врачом Ван Бином.

По мере усиления рабовладения, а вместе с ним и религии преобладающая роль в китайской медицине перешла к жрецам. Религиозные системы в Китае были представлены конфуцианством и даосизмом, возникшими в VI–V вв. до н. э., но получившими основное развитие позднее. В I в. н. э. из Индии в Китай проник буддизм, и медицинская деятельность сосредоточилась в храмах и монастырях. Значение жрецов и монастырей в медицине усилилось в эпоху феодализма, особенно в IV–VI вв. В древние медицинские книги светского содержания при их переписывании включалось все больше религиозных наставлений. В период феодализма в Китае часть представителей медицины была связана с официальными религиями, вследствие чего их деятельность приобрела черты застоя.

При этом светские врачи сохранились. Источником светской медицины служил накопившийся многовековой опыт народа и профессиональных лекарей. Идейным подкреплением светской медицины были древние материалистические течения, достигшие в Китае большего развития, чем в других странах Древнего Востока.

В XVI в. накопленные китайской медициной обширные знания в области лекарственных растений были обобщены Ли Ши-Чженом - составленная ученым фармакопея «Бэн-цао ган му» включает 52 тома.

Завершить знакомство с Древним Востоком можно парадоксальным высказыванием Ф. Энгельса: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры Древнего мира – для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» (Анти-Дюринг, 1878).

19 История и культура Древнего Востока : энциклопедический словарь / К. Д. Никольская [и др.]. - М. : РОССПЭН, 2008. - 431 с.

20 Бородулин Ф.Р. История медицины : избранные лекции. - М. : Медгиз, 1961. - 252 с.

21 Сорокина Т.С. История медицины : учебник. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 560 с.

22 Медицина древних цивилизаций // Большая медицинская энциклопедия : в 30 т. / под ред. Б.В. Петровского. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1980. - Т. 1

23 Хрестоматия по истории медицины : учебное пособие / под ред. Д.А. Балалыкина. - М. : Литтера, 2012. - 624 с.

24 Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммураби. // Культурно-исторические памятники Древнего Востока / под общ. ред. проф. Б.А. Тураева. - М. : Товарищество скоропечатни А.А. Левенсонъ, 1914. - 80 с.

25 Сорокина Ю. Чарака Самхита - Аюрведа Плюс. - URL: http://www.ayurvedaplus.ru/articles/29487/797 (дата публикации: 09.04.2009).

26 Пашков К.А. Зубы и зубоврачевание : очерки истории. - М. : Вече, 2014. - 240 с.

27 Бородулин Ф.Р. История медицины: избранные лекции. - М. : Медгиз, 1961. - 252 с.

28 Заблудовский П.Е. и др. История медицины. - М. : Медицина, 2006. - 320 с.

29 Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. - М. : Европейский Дом, 2003. - 272 с.

30 Кравцова Н.Е. История культуры Китая. - М. : ЛАНЬ, 1999. - 416 с.

Дополнительные материалы к лекции