Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 2

Первобытная эра
Врачевание в первобытном обществе

Неужели уже тогда ходили к врачам и пили лекарства? Не может быть! А вдруг?

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 1

ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (ок. 2 млн лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (IV тысячелетие до н. э.). Все народы нашей планеты прошли этот этап исторического развития. Первобытно-общинный строй, в отличие от всех последующих формаций, является универсальным. В его недрах формировались истоки дальнейших духовных и материальных достижений человечества: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь и языки, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и гигиенические навыки.

По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99 % всей истории человечества. Все последующие периоды истории (Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время) занимают не более 1 % исторического пути человечества.

Археологическая периодизация – это деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основой для археологической периодизации выступает техника, а конкретно – материал, из которого сделаны орудия труда, то есть технические орудия. В зависимости от преобладающего материала ученые выделяют эпохи камня, бронзы и железа. При этом каждая из них подразделяется на отдельные периоды и культуры.

В истории первобытной эры выделяют три эпохи, или этапа:

1) становление первобытного общества – эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет назад – ок. 40 тысяч лет назад);

2) зрелость первобытного обществ – эпоха первобытной общины (ок. 40 тысяч лет назад – 10 тысяч лет до н. э.);

3) разложение первобытного общества – эпоха классообразования (с XV тысячелетия до н. э.).

Необходимо отметить, что приведенные хронологические границы весьма условны, так как в различных регионах земного шара человечество развивалось крайне неравномерно. Соответственно этапам первобытной истории условно определяются и три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

Прежде чем перейти к вопросам возникновения врачевания, необходимо рассмотреть первобытную эру с точки зрения истории и эволюции человека. Первобытное общество – доисторическое общество (его праистория, протоистория), период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследовании, основанных на письменных источниках (с IV тысячелетия до н. э.).

В марксизме термин «первобытно-общинный строй» означал самую первую общественно-экономическую формацию. Все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех.

От следующих за ним этапов общественного развития первобытно-общинный строй отличается отсутствием частной собственности, классов и государства. Современные исследования первобытного общества, по мнению неоисториков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и общинной собственности и – как закономерный итог – общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII в. в большинстве государств мира, в том числе в России, начиная как минимум с неолита.

В разные времена предлагалась различная периодизация развития человеческого общества. Так, шотландский философ А. Фергюсон, а спустя почти столетие американский ученый-этнограф Л.Г. Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию – причем первые две стадии были разбиты Морганом на три ступени каждая: низшую, среднюю и высшую. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появились земледелие и скотоводство, возникли частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия (цивилизация) связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и др.11

Исторические источники, несмотря на свою значимость, не столь информативны, как может показаться на первый взгляд. В основном это вещественные источники: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, а также данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии). Говорить об истоках врачевания невозможно, если не разобраться с вопросом – «Кто такой человек?»

Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук: антропологии, теологии, философии, истории, палеонтологии и др. В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и др. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является полностью доказанной.

Теория внешнего вмешательства. Ее сторонники заявляют, что появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В своем простейшем варианте данная теория считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты теории предполагают: скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; создание первых людей гомункулярным способом; развитие земной жизни под контролем внеземного сверхразума; эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Теория творения (креационизм). Суть теории творения состоит в том, что человека создал бог или боги. Эта теория – одна из самых ранних. У разных народов возникли на этот счет свои мифы и легенды.

Например, согласно месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей, кровь смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. По верованиям индусов, в мире властвовал триумвират богов (Шива, Кришна и Вишну), которые и положили начало человечеству. Наиболее распространены в мире христианские взгляды, связанные с божественным творением Земли и всего живого на Земле за 6 дней. В шестой день был создан первый человек Адам, а потом из его ребра – первая женщина Ева, от которых и пошли люди.

Эволюционная теория. В теорию эволюционного развития живых организмов, в том числе и антропогенеза, большой вклад внесли К. Линней, Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин, который обобщил труды своих предшественников.

Дарвин первым сформулировал теорию эволюции путем естественного отбора. Эта теория отражает процесс, который базируется на трех фактах о популяции: 1) рождается больше потомства, чем может выжить; 2) у разных организмов имеются разные черты, что приводит к различиям в выживаемости и вероятности оставить потомство; 3) все эти черты – наследуемые.

Эволюционная теория предполагает, что ближайшим общим предком человека и человекообразных обезьян была группа высших приматов – плацентарных млекопитающих, эволюцию которых можно проследить на 90 млн лет назад. Под влиянием внешних факторов и естественного отбора происходило их постепенное видоизменение.

Примерно 25 млн лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви: понгиды (горилла, орангутан, шимпанзе) и гоминиды, давшие начало возникновению человека.

На протяжении столетия после смерти Дарвина антропогенез усиленно и всесторонне изучался. Детально исследовали анатомию ныне живущих обезьян и нашли многочисленные ископаемые останки предполагаемых предков человека. Вроде бы родословная рода Homo стала известна в деталях. Однако многие ее доказательства оказались неточными и ошибочными. Лишь во второй половине ХХ в. в изучении происхождения человека произошла настоящая революция. Массовые раскопки, особенно в Экваториальной Африке, привели к открытию многих видов древних обезьян и древних людей.

Разработаны надежные методы определения возраста горных пород (а значит, и находящихся в них останков). Эти методы основаны на анализе радиоактивных изотопов. В результате выяснилось, что человеческий род на сотни тысяч лет древнее, чем считалось ранее.

Близость генов человека и обезьян исследовали методами молекулярной генетики. Количественный анализ сходства генов и белков позволил по-новому оценить степень их родства. Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминидов (то есть людей) – длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают исследования, на рубеже третичного и четвертичного периодов (более 2,5 млн лет назад). С этого времени начинается период становления первобытного общества – эпоха праобщины.

В установлении сущности человека, то есть границы между животным миром и человеком, имеются два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предков. Это отличие определяет гоминидная триада: 1) прямохождение, или бипедия; 2) свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способная к трудовым операциям; 3) относительно крупный высокоразвитый мозг. Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции12.

Согласно современным археологическим данным, первый признак гоминидной триады – прямохождение – сложился уже у ближайших предков человека – австралопитеков (от 4 до 2,5 млн лет назад, в конце третичного периода). Прямохождение формировалось у австралопитеков под действие приспособления к жизни в условиях открытой местности. Позднее оно создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (то есть люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л.Г. Моргана, который полагал, что человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности). Говоря образным языком, человек вошел в свою историю на двух ногах.

Второй признак гоминидной триады – развитая кисть – сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300–200 тысяч лет назад). Становление третьего признака – высокоразвитого мозга – было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современным параметрам на стадии поздних палеоантропов (ок. 50–40 тысяч лет назад), в то время как совершенствование его структуры продолжается на протяжении всей истории рода Homo.

Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно и человека современного вида (Homo sapiens), окончательно завершилось примерно 50–40 тысяч лет назад. В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека – его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического – труда и направляемого трудом естественного отбора. Исходя из большого морфологического сходства человека с африканскими антропоидами, шимпанзе и гориллой, Чарлз Дарвин выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африка. Археологические исследования второй половины XX столетия подтверждают идею об африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моноцентризма и полицентризма.

Согласно гипотезе моноцентризма, сформулированной в 1947 г. Я.Я. Рогинским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге Земли – по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке). Этой точки зрения придерживается большинство исследователей.

Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) допускает существование нескольких центров формирования человека на материках Старого Света – в Центральной и Южной Африке, Центральной Азии13.

Палеолит, или древнекаменный век, считается первым историческим периодом каменного века. Он длился от начала использования первых колотых каменных орудий гоминидами (около 2,6 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно (Х тысячелетие до н. э.). Палеолит - эра существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида обжили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова.

В эпоху верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) человек современного вида освоил новые, менее благоприятные для жизни земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35–30 тысяч лет назад) и Новую Гвинею (ок. 26–12 тысяч лет назад), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20–12 тысяч лет назад). Основным путем при заселении Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив.

Общая численность людей на Земле неуклонно увеличивалась. По приблизительным подсчетам специалистов, около 1 млн лет назад, в период раннего (нижнего) палеолита, она не превышала 125 тысяч человек. Около 300 тысяч лет назад общая численность человечества достигла примерно 1 млн. Примерно 25 тысяч лет назад на Земле обитало более 3 млн человек, а на заре классообразования (ок. 8 тысяч лет до н. э.) все население земного шара составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

В эпоху палеолита климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь каменными орудиями, не умея еще шлифовать их и изготавливать глиняную посуду (керамику). Тем не менее, наряду с каменными орудиями, изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов. Люди занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

Мезолит, следующий за палеолитом, был выделен по причине преобладания в этот период микролитической каменной индустрии – применения каменных орудий c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцов и других типов микролитов. Происходит повсеместное распространение лука со стрелами, которые, однако, были изобретены еще в предшествующую эпоху. Это связывают с происшедшими изменениями в охотничьем промысле. О занятиях рыболовством свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Наряду с камнем широко применялась и кость, например для наконечников стрел и так называемых вкладышевых орудий. Гончарное дело почти не практиковалось. Имеются находки деревянных изделий, в том числе и транспортных средств – долбленых лодок, плотов. В этот период была приручена собака, которая могла использоваться на охоте и в качестве сторожа.

Начало мезолита связано с окончанием последнего оледенения в Европе и исчезновением мегафауны, что вызвало пищевой кризис и затронуло большинство культур европейского региона.

В результате окончания ледникового периода на Земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. Во время мезолита люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана.

Неолит характеризуется, прежде всего, наличием каменных шлифованных и просверленных орудий.

Процесс вступления разных культур в этот период развития проходил не одновременно. Например, на Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Поскольку некоторые культуры Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный, неолит не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

В отличие от палеолита, когда существовало несколько видов людей, все они, кроме последнего, прекратили существование еще до наступления неолита.

Переход к оседлому образу жизни привел к появлению гончарного ремесла, керамики. В это время начинают строиться города. К числу самых древних городов относится Иерихон, построенный одной из первых неолитических культур, развившейся непосредственно из местной предшествующей натуфийской культуры эпохи мезолита. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время «организованных» войн. К концу эпохи неолита началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Стали появляться армии и профессиональные воины14.

Медный век относят к эпохе так называемого раннего металла в Евразии. Его характерной особенностью является использование оружия и орудий, которые либо ковались, либо отливались из меди без использования различных специально введенных примесей. Использование же бронзы относится уже к следующей, более высокотехнологичной эпохе развития человечества – бронзовому веку.

Для бронзового века характерны изготовление холодного оружия и орудий труда из бронзы, появление первых скотоводов, возникновение письменности, государственных образований, основанных на рабовладельческом строе. Отчетливее всего этот исторический этап прослеживается на ближневосточных землях и в Средиземноморье. В то же время археологические находки Древнего Китая не позволяют выделить на его территории полноценный бронзовый или железный век.

После После открытия, освоения и распространения бронзы она стала играть важную роль в жизни людей. Для добычи и плавления металла требовались определенные знания и умения. Именно поэтому литейное и кузнечное дело впоследствии стало отдельным ремеслом.

Возделывание земли перешло на новый уровень, что дало возможность совершенствовать производство. Теперь люди могли вести семейное хозяйство и оставлять себе излишки произведенной продукции. Так создались благоприятные условия для появления частной собственности и имущественного расслоения в дальнейшем.

Бронза способствовала расширению обменных отношений и связей между государственными образованиями. Например, орудия труда и оружие распространились в районы, где не было месторождений металлов. За право обладания сырьем, скотиной и сельскохозяйственными угодьями люди все чаще брались за оружие, прибегали к военным действиям. Из среды воинов выделились талантливые военачальники, полномочия которых затем расширялись до управления обширными территориями. Постепенно начал формироваться культ вождя.

Популярными и востребованными становятся художественные ремесла: все виды обработки и литья металлов (от ковки до гравировки); изготовление из металла колец, обручей, диадем, серег, фибул, пряжек.

Большинство археологических находок того времени украшены зооморфным орнаментом (стилизованное изображение клюва, когтей, глаз, голов животных и др.). В декоративно-прикладном искусстве выделилось новое направление – звериный стиль.

Железный век сменил эпоху бронзы в I тысячелетии до н. э. Период, когда начала распространяться железная металлургия, прошли все страны, однако к железному веку, как правило, относят культуру только тех первобытных племен, которые существовали вне территорий древних государств, образовавшихся во времена неолита и бронзового века – Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции, Индии, Китая15.

Тему врачевания в первобытном обществе следует начать с ответа на вопрос – «Болел ли первобытный человек?»

До возникновения палеопатологии считалось, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позднее как результат цивилизации (концепция «золотого века»). Однако это утверждение справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний, которые носят название «болезни цивилизации».

Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Как наука, она сформировалась в конце XIX в., после 1892 г., когда во время археологических раскопок близ селения Триниль на острове Ява голландский антрополог Э. Дюбуа обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека – питекантропа (Pithecanthropus erectus, жил около 700 тысяч лет назад), под головкой которой имелись выраженные костные выросты – экзостозы.

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях.

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развивались на почве человеческого организма, в тесной связи с окружающей природой, а с другой – явление социальное, поскольку они определялись конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Этнографические исследования врачевания в апополитейных первобытных обществах (первобытные общества доклассовой эры) весьма затруднены и возможны лишь на основе археологических изысканий. В то же время исследование более поздних, так называемых синполитейных первобытных обществ (первобытные общества письменной эры, современные изучавшим их ученым) дает богатый этнографический материал о первобытном врачевании на соответствующих этапах развития первобытного общества.

Ответить на вопрос о времени возникновения медицины весьма затруднительно. Вероятнее всего, это случилось, когда примитивный инстинкт самосохранения, присущий всему живому, перешел в коллективное сознание. Возможно, первого врачевателя и надо искать на острове Ява или в пещере Шанидар (Ирак), где были найдены останки древнейших предков человека, жизнь которых без ухода и помощи наших древних коллег была бы немыслима.

Врачевание в период становления первобытного общества (ок. 2 млн – ок. 40 тысяч лет назад). Начальная форма организации человеческого общества определяется как «первобытное человеческое стадо», или «праобщина». Конечным историческим рубежом праобщины было появление общинного строя – человеческого общества.

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две основные стадии: эпоху древнейших людей – архантропов (ок. 2 млн – 300/200 тысяч лет назад) и эпоху древних людей – палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 – 40/35 тысяч лет назад).

Архантропы были прямоходящими, вели кочевой и полукочевой образ жизни. Представление о том, что они употребляли в пищу (и для лечения недугов) только растения, весьма устарело. Археологические изыскания показали, что уже ближайшие предки древнейших людей (австралопитеки), наряду с собирательством, занимались охотой на мелких и крупных животных, то есть были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе с недугами. Они заботились о больных сородичах, о чем свидетельствует уже упоминавшаяся находка Э. Дюбуа на острове Ява – бедренная кость питекантропа с выраженными изменениями костной ткани. Без поддержки коллектива сородичей этот тяжелобольной индивид неизбежно погиб бы на ранних стадиях заболевания. Однако он жил долгие годы, будучи явным калекой (как видим, становление социальных отношений проходило уже на первоначальных этапах развития человеческого общества).

Зачатки гигиенических навыков стали формироваться также у архантропов в результате обживания пещерных жилищ и применения огня.

Важно отметить, что на этом отрезке истории погребений еще не было; это свидетельствует об отсутствии религиозных представлений, культа умерших, магических действий и объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито явно недостаточно.

Древние люди (палеоантропы) жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они стали производить первые захоронения умерших, что свидетельствует о развитии у них примитивных представлений о посмертной жизни, появлении культа мертвых и культа небесных светил, то есть о формировании иррационального мышления и окончательном выделении человека из животного царства как существа социального. Древнейшие захоронения появляются на заключительном этапе существования праобщины и датируются периодом 70–50 тысяч лет назад (в пещерах Ле-Мустье и Ла-Феррасси во Франции, в Киик-Коба в Крыму, в пещере Шанидар в Ираке).

В пещере Шанидар обнаружено девять скелетов тяжелобольных древних людей, живших в период от 70 до 44 тысяч лет назад. Кости скелета мужчины (Шанидар-1), жившего примерно 45 тысяч лет назад, свидетельствуют о серьезном повреждении латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз); кости его левой стопы сохранили следы перелома с выраженным артритом ее суставов; правая рука за много лет до смерти была ампутирована выше локтя (в результате травмы или намеренно), что привело к дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы пользовался зубами вместо утраченной правой руки. Будучи калекой, он жил в коллективе сородичей, которые наверняка оказывали ему повседневную помощь, и умер в возрасте около 40 лет, что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей.

Исследования в пещере Шанидар, проводимые в 1960 г. под руководством американского археолога Р.С. Солецки, предоставили и первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Мужчина (Шанидар-4, ок. 60 тысяч лет назад) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них – тысячелистник (Achillea), золототысячник (Centaurium), крестовник (Senecio), эфедра (Ephedra), алтей (Althaea) из семейства мальвовых (Malvaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (Liliaceae) и др. Все они и сейчас произрастают в Ираке. Это открытие является несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов по меньшей мере 60 тысяч лет назад, то есть почти за 20 тысяч лет до появления человека современного вида – Homo sapiens16.

Врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тысяч лет назад – X–V тысячелетия до н. э.). Расцвет, или зрелость, первобытного общества начинается в эпоху верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза и сформировался человек современного вида Homo sapiens. Значительно расширилась область его обитания (ойкумена). Если на ранних этапах становления человечества она занимала только зону тропического пояса Африки и Евразии, то к началу позднего палеолита человек освоил значительные территории Северной Европы и Сибири, Австралии и Америки.

Расширение ойкумены и приспособление человека к окружающей среде на трех основных материках Старого Света способствовали формированию трех больших рас человечества, сферы обитания которых совпадали с границами материков: люди негроидной расы населяли Африку, европеоидная раса формировалась в Европе, монголоидная – в Азии. В эпоху мезолита в пределах каждой из трех основных рас выделились крупные ветви: северная и южная – внутри европеоидной, азиатская и американская – внутри монголоидной, африканская и австралийская – внутри негроидной. Дальнейшее выделение расовых вариантов проходило позднее внутри перечисленных локальных рас и на протяжении последних двух-трех тысячелетий завершилось формированием современных многочисленных расовых типов. Таким образом, процесс расообразования вышел далеко за пределы хронологических рамок первобытной эры.

В период верхнего палеолита развитие первобытного коллективизма выразилось в возникновении общинно-родового строя – сначала как ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем – в форме более развитой поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.

Наряду с первобытным коллективизмом, одной из ведущих характеристик рода является однолинейный счет родства. На ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, то есть матрилинейно (матрилинейная организация рода). Это обусловило формирование материнско-родового культа – культа матерей-прародительниц, охранительниц очага. Отсюда, однако, не следует, что в периоды ранней и развитой родовой общины женщина стояла во главе рода, – главой рода могли быть в равной степени и женщина, и вождь-мужчина, рожденный от женщины данного рода. Высокое положение женщины, присущее развитой родовой общине, часто неправильно называют матриархатом. В классической первобытности, которой свойственны уравнительные порядки, еще не было господства одной части общества над другой.

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Врачевание в период позднего первобытного общества. Поздняя первобытная община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит) характеризуется, прежде всего, переходом от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию (с IX по III тысячелетие до н. э.) и разведению домашних животных (с VIII по III тысячелетие до н. э.). Врачевание в этот бурный период истории человечества, известный под названием «неолитическая революция», развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования традиционной медицины синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом, то есть в каменном веке (по археологической терминологии).

Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения нарушений пищеварения эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины, горячие и холодные компрессы, практиковали массаж, промывание кишечника и др.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя инструменты, сделанные из камня, кости, рыбьей чешуи, колючек и шипов растений17.

В то же время бессилие перед природой порождало фантастические представления об окружающем мире. В период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, – которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм (на языке североамериканских индейцев «от-отем» означает «его род») – это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например кенгуру или эвкалиптом), которого считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней.

Фетишизм (от португ. fetico – «амулет», «талисман») – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от болезней, ранения в бою и др.).

Анимизм (от лат. anima, animus – «душа», «дух») – вера в духов и всеобщее одухотворение природы. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (от греч. mageia – «колдовство») – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия – врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые церемонии и ритуалы мог совершать каждый. со временем круг лиц, способных их усвоить, резко сузился, и культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.

Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков-людей – покровителей рода (предков-мужчин – при переходе к патриархату и предков-женщин – при переходе к матриархату).

Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах болезней: возникновение недуга понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики – шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная, по археологическим данным, с XII тысячелетия до н. э. (мезолит). Ее мог произвести лишь человек современного вида – Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70 %) трепанации заканчивались успешно.

Причина трепанации – вопрос дискуссионный. Большинство ученых полагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру проводились главным образом после травматического повреждения и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешных оперативных вмешательств на черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху оставалось по преимуществу коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа.

Врачевание в период разложения первобытного общества (X–V тысячелетия до н. э.). Разложение первобытно-общинного строя началось с зарождения частной собственности и частного хозяйства, классов и государств, неслучайно этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.

Процесс разложения протекал в двух основных формах – патриархата и матриархата, которые развивались параллельно.

Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинного строя и развивался в тех случаях, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в крупных рабовладельческих государствах (Древний Египет, Хеттское царство), где на протяжении всей истории имело место высокое положение женщины, престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери, – то есть женщине своего рода).

В период разложения первобытно-общинного строя отчетливо проявились отличия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных аллювиальных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III–II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.

Что касается врачевания, то в период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для лечебных процедур из металла (медь, бронза, железо), совершенствовались приемы оказания помощи раненым членам общины во время участившихся войн, стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитейных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей и в редких случаях – кесарево сечение.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и др. со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия были той почвой, на которой вырастали зачатки врачевания. В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели – знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке – «курандеро», в некоторых районах Бразилии – «паже», в странах Западной Африки – «нгомбо», «бабалаво», в Восточной Африке – «мганга», на севере Африки и в странах Востока – «хаким», «табиб», в Индии – «ведья», «хаким», в Бангладеш – «кобираз» и др.

Подготовка знахарей в этих регионах велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителей детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени18.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают существовать и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Научное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения).

11 Морган Л.Г. Древнее общество: исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / пер. с англ. М. : Ленанд, 2021. 360 с

12 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества : учебник для вузов. - 5-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1999. - С. 118.

13 Алексеев В.П. Становление человечества. - М. : Политиздат, 1984. - 464 с.

14 Археология : учебник / под редакцией академика РАН В. Л. Янина. - М. : Издательство Московского университета, 2006. - С. 113.

15 Археология : учебник / под редакцией академика РАН В. Л. Янина. - М. : Издательство Московского университета, 2006. - С. 271.

16 Иванова И.К. Геологический возраст ископаемого человека. - М. : Наука, 1965. - 189 с.

18 Сорокина Т.С. История медицины. - 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 560 с.

Дополнительные материалы к лекции