Российский университет медицины

Проект кафедры истории медицины Российского университета медицины

Тема 1

История медицины как наука и предмет преподавания

О науке, изучающей закономерности развития и историю врачевания и медицины народов мира на протяжении всей истории человечества в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Назад к темам

История медицины

Свод лекций

Лекция 1

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ

История медицины свидетельствует о ярких событиях и фактах, которые имели место на протяжении многих столетий. Изучение истории медицины имеет научное и воспитательное значение для студентов-медиков и врачей.

Медицина стала самостоятельным разделом знаний лишь со времен Гиппократа (V–IV вв. до н. э.). Суть исторического процесса в области медицины справедливо определил немецкий врач и ученый Р. Вирхов (1821–1902): «Медицина нуждается в историческом знании больше, чем какая-либо другая наука».

Историю медицины с полным правом можно назвать историей болезней. Действительно, чем занимались доктора прошлого? Все они так или иначе описывали болезни своих пациентов, и эти материалы в дальнейшем стали основой для формирования многих клинических дисциплин.

Какое же место среди медицинских наук занимает история медицины? За прошедшие после Гиппократа 25 столетий знания в области медицины значительно расширились. Было создано учение о строении тела, о функциях и отправлениях человеческого организма, о болезнях, их диагностике, лечении и профилактике, о внешней среде и, наконец, учение о происхождении самой медицины.

Что такое медицина?

Медицина – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

История медицины – наука, изучающая закономерности развития, историю врачевания и медицины, процессы накопления и расширения медицинских знаний , становление и совершенствование медицинской деятельности у народов мира на протяжении существования человечества в неразрывной связи с достижениями естествознания, культуры, философско-исторических наук.

Определение истории медицины удалось сформулировать не сразу, а лишь тогда, когда эта наука выработала свои принципы и методы исследования. В отечественной литературе наиболее раннее определение истории медицины, относящееся к 1827 г., принадлежит врачу, одному из первых историков медицины в России, Н.Д. Лебедеву (1799–1855): «История – не биография и не библиография, существенно не состоит ни в простом жизнеописании славнейших врачей, ни в сухом вычислении и оценке всех их творений, но в поучительном исследовании происхождения и перемен врачебной науки»1.

В ХХ в. исчерпывающее определение истории медицины дал профессор П.Е. Заблудовский (1894–1993): «История медицины – наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, в связи с общей историей культуры народов». Существуют и другие дефиниции этой науки.

История медицины является теоретической дисциплиной. Она состоит из двух больших разделов: общей и частной истории2.

Общая история медицины рассматривает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие достижения и открытия знаменитых ученых-медиков.

Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин и деятельность выдающихся врачей. Курс общей истории медицины преподают на специальной кафедре, на курсах. Вопросы частной истории медицины излагаются в процессе преподавания различных медицинских дисциплин. Комплексное преподавание в вузе общей и частной истории медицины и составляет единую систему историко-медицинской подготовки врача.

Для освоения истории медицины принято пользоваться периодизацией и хронологией всемирной истории, которая включает в себя пять основных разделов: первобытная эра, Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшая история.

Существуют различные точки зрения на периодизацию истории. Так, профессор Д.А. Балалыкин выделяет четыре раздела: донаучный период, этап научной революции, период классической науки и стадия постнеоклассической науки3.

Профессор Т.С. Сорокина предлагает изучать историю медицины в соответствии со следующей периодизацией: врачевание в первобытном обществе, врачевание в странах Древнего Востока и медицина античного Средиземноморья, медицина раннего и развитого Средневековья, медицина Нового времени, медицина Новейшего времени4.

Вместе с тем при рассмотрении вопросов частной истории медицины ее периодизация может выйти за рамки привычного исторического процесса. Например, история зубоврачевания и стоматологии была переработана и представлена, исходя из основных этапов развития этой отрасли медицинского знания (автор – профессор К.А. Пашков)5.

Главная цель истории медицины – поставить прошлое на службу настоящему, расширять знания врачей и студентов в области медицины, вооружить медиков историко-медицинским методом исследования, научить видеть перспективу развития медицины.

Задачи истории медицины:

– понимание прошлого на основе исторических источников,
– развенчивание мифов и исправление исторических ошибок,
– формирование критического отношения к источникам,
– получение исторической истины,
– накопление научных знаний , их систематизация для видения перспектив развития медицины,
– формирование исторического мышления в понимании процессов развития медицины.

Как и историческая наука в ее классическом понимании, история медицины прошла в своем формировании ряд этапов. Однако она имеет существенные отличия от «классической» истории, которая интересовалась в первую очередь последовательностью тех или иных событий и лишь значительно позже стала включать в себя такие сферы исследования, как экономика и культура. С другой стороны, особенность истории медицины заключается в том, что со времен Гиппократа она подчеркивала важность традиции и опоры на труды предшественников, стремилась не утратить накопленный веками опыт. Это, например, демонстрирует трактат «О древней медицине» из «Гиппократова сборника».

Древнеримский врач Гален составил пространные комментарии к трудам Гиппократа, которые можно назвать первым произведением по истории медицины.

При этом история медицины ярко показывает, как не только нации, но и социальные группы, профессии создают традиции, чтобы скрепить и узаконить свое единство. Традиции, реальные или вымышленные, используются также для разрыва с прошлым и создания новых установлений со своими ценностями и практиками.

Если вопрос о том, для чего нужна история, имеет сейчас скорее умозрительный характер, то истории медицины в последние два столетия приходилось регулярно доказывать свое право на существование, начиная с констатации, казалось бы, очевидного постулата: понимание опыта прошлого может помочь больным, врачам, деятелям здравоохранения, специалистам по медицинской этике. История медицины опирается на богатое интеллектуальное наследие, помогает студентам осмыслить масштаб профессиональной культуры, к которой они приобщаются. В то же время место истории медицины и в ряду научных дисциплин, и в медицинском образовании существенно изменилось за последние десятилетия. Это связано, в частности, с тем, что история медицины, создававшаяся врачами и для врачей, перешла также в руки профессиональных историков, у которых совершенно другая методика исследования и другой понятийный аппарат.

До XVIII в. включительно историческое знание было составной частью медицинского образования; студенты учили латинский и греческий языки, философию, логику, чтобы читать труды своих предшественников; считалось неоспоримым, что хороший врач должен быть не только философом, но и историком. Но с начала XIX в. фундаментальное единство между древней и современной медициной стало вызывать сомнения.

Основателем современной истории медицины можно считать Курта Шпренгеля (Sprengel, 1766–1833), чья деятельность протекала в русле университетской реформы образования, начатой Александром

Гумбольдтом (1769–1859). Целью реформы было создание «новых» университетов, которые давали бы не отвлеченные, умозрительные знания, но готовили профессионалов. Реформа неслучайно началась в Пруссии – страна, разрушенная Наполеоном, возмещала материальные потери духовным и интеллектуальным возрождением. Когда вступила в действие гумбольдтовская система, соединяющая образование и исследование, она охватила и историю медицины. Шпренгель утверждал, что надо изучать прошлое, чтобы извлекать уроки для настоящего; история медицины, таким образом, должна была приносить практическую пользу. Он написал пятитомную «Прагматическую историю медицины» (1792–1803), где показал, как постепенно развивается человеческий разум и расширяются медицинские знания человека, что способствует лучшему пониманию настоящего. Прошлое должно помогать врачам проникаться чувством гражданской ответственности, воспитывать в них скромность и терпимость. В труде Шпренгеля раскрывается эволюция медицинских идей и школ, прослеживаются связи медицины с философией и культурой.

Кроме того, в Германии всегда существовала мощная традиция изучения Античности, «тирания Греции над Германией», как шутили современники. Считалось, что образование и культура возможны только на греческой основе. Именно в Германии было подготовлено многотомное издание «Corpus medicorum» – сборник сочинений греческих и латинских авторов, ставший основой для многих последующих исследований.

С 1840-х гг. ситуация стала меняться: медицина искала опору на другие методы, и оказалось, что, по утверждению многих современников, история медицины далека от практических целей, ‒ «библиотека заменилась лабораторией», а университеты стали сомневаться, нужен ли вообще такой предмет.

Адепты истории медицины утверждали, что она должна изучать происхождение современных медицинский идей. С этой целью в 1846 г. был создан «Янус» – первый в Германии журнал по истории медицины.

Вопрос о пользе истории медицины вставал неоднократно на протяжении последних двух столетий, и классики этого направления отвечали на этот вопрос по-разному. Так, основатель истории медицины в Германии Карл Зудгоф (Sudhoff, 1893–1938) утверждал, что она необходима не только для общего образования, но и в более утилитарных целях. Например, история эпидемических заболеваний может быть полезной для современной науки. Он настаивал на необходимости филологической подготовки для надлежащего изучения трудов прошлых лет6.

Его коллега Юлиус Пагель (Pagel, 1851–1912) считал, что история медицины развивает критическое мышление, помогает увидеть внутренние противоречия теорий, догм и мнений; знакомит с тем, как делаются открытия; учит толерантности к традиционной и народной медицине, которая может быть понята только в свете истории. Он был уверен, что наука до некоторой степени заменяет религию в современном обществе и устанавливает моральные принципы. Ю. Пагель явился одним из создателей «культурной истории медицины», которая должна была изучать культурную историю человечества и ее влияние на медицину7.

Французская исследовательница Даниэль Гуревич (Gourevitch, 1941–2021) провела анализ школы французского позитивизма, наиболее выдающимися представителями которой были Шарль Даремберг (Daremberg, 1817–1872) и Эмиль Литтре (Littré, 1801–1881). Основным объектом их изучения была Античность. Дарембергу принадлежит известный афоризм: «Для истории – тексты, для науки – факты», что знаменовало разрыв между современной медициной и ее историей.

Выдающийся клиницист и патолог Уильям Ослер (Osler, 1849–1919), работавший в Канаде, США, Великобритании, исходил из того, что предназначение истории медицины – вдохновлять и культурно обогащать врача. В преподавании он использовал исторические примеры и нравственные уроки. Теоретик и историк медицины, профессор Генри Сигерист (Sigerist, 1891–1957) считал историю медицины профессиональной дисциплиной, для занятия которой требуется широкая историческая и филологическая подготовка8. Круг единомышленников Сигериста состоял преимущественно из историков, отдававших предпочтение социальным и политическим аспектам истории медицины.

В 1970-е гг. в историографии ведущим становится направление под названием «социальная история». Немецкий специалист в области социальной и культурной истории медицины Мартин Дингес (Dinges, род. 1953) дал анализ социальной истории медицины во Франции и Германии. По традиции история медицины писалась врачами, для врачей и о врачах. И вот пришло время социальной истории медицины. Она охватила не только дипломированных врачей, но и всех работников в сфере медицины, в том числе медицинских сестер, повивальных бабок, знахарей и др.; учитывала экономические аспекты медицины; наконец, включила в себя историю больных. Основной объект ее исследования – взаимоотношения медицины и общества. Различные персонажи – больные, врачи, представители власти, другие заинтересованные лица – влияют на понимание того, что в обществе считается болезнью, при этом их интеллектуальные, экономические и политические ресурсы меняются в течение столетий.

В Германии становление социальной истории медицины ознаменовалось появлением работ по истории городского здравоохранения, куда вошли демографические данные, сравнительный анализ смертности населения, сведения о санитарном состоянии городов.

Во Франции XX столетия история медицины имела в большей степени «гуманитарный», чем собственно «медицинский» характер, а наиболее интересные исследования проводились не на медицинских факультетах. Особенно велико значение парижской школы «Анналов», существенно расширившей поле изучения исторической науки и внесшей огромный вклад в историю медицины. Вспомним, что один из основателей журнала «Анналы» Марк Блок (Bloch, 1886–1944) дебютировал монографией «Короли-чудотворцы», посвященной феномену так называемого «королевского чуда» – исцеления золотушных больных французскими и английскими королями. В «Анналах» появились классические труды по исторической демографии, истории эпидемий и т. д.

Новый этап развития истории медицины связан с трудами двух выдающихся французских мыслителей Ж. Кангилема и М. Фуко. Философ Жорж Кангилем (Canguilhem, 1904–1996), автор труда «Норма и патология» (1966), анализируя работы К. Бернара, Фр. Бруссе и других врачей, поставил вопрос о границе между понятиями «норма» и «патология» и подчеркнул, что для европейской науки характерным является развитие понятия нормы. Термин «гармония», который использует К. Бернар для определения здоровья, есть термин эстетический, а не научный. Болезнь – это качественное изменение, которое ограничивает возможности тела, заставляет жить в ограниченном мире, создает другие нормы жизни, причем у каждого больного свои.

Создание Кангилемом концепции «нормы» приводит к следующим выводам. Во-первых, физиология основывается на изучении патологии, а не нормы. Во-вторых, количественные показатели не учитывают того, что болезнь поражает весь организм. В-третьих, по мнению Кангилема, патология не бывает полностью объективной, ей всегда присущ оттенок субъективности. Прежде чем стать объектом исследования, болезнь выступает как некий объем информации об ощущениях и изменениях в состоянии здоровья, которую больной сообщает врачу. И уже затем эти данные накладываются на объективное исследование силами специалистов-медиков. Таким образом, Кангилем провозглашает примат в медицине патологического над физиологическим, субъективного над объективным, витализма над механицизмом.

Мишель Фуко (Foucault, 1926–1984), автор популярной и у отечественных историков медицины книги «Рождение клиники» (1963, в переводе на русский 1998), начинал с исследований по истории психиатрии. В труде «История безумия в классическую эпоху» (1961) он доказывает, что различие нормы и патологии устанавливается обществом; общество же изолирует тех, кого признает безумцами. Понятие «безумия», считает Фуко, меняется в разные исторические эпохи, и в XVII–XVIII вв. в Европе наступает время «великой изоляции» – начало карательной психиатрии. Критерии душевной болезни формулируются врачами, лечение имеет вид «наказания» (ледяные обливания, лишение пищи, избиение и др.)9. Деятельность Ж. Кангилема и М. Фуко ознаменовала новый подход к истории медицины: они пытались сформулировать моральные и политические компоненты не только врачебной деятельности, но и власти, вторгающейся в сферу взаимоотношений больных и общества.

История медицины не осталась в стороне от современных тенденций развития историографии, заняв свое место в контексте так называемых «новой культурной истории», исторической антропологии, истории повседневности и других направлений, сформировавшихся в 80–90-е гг. XX в. Особенно важны научные результаты, полученные этнологами, которые анализировали традиционные врачебные системы разных народов.

В России история медицины делает первые шаги лишь в Новое время. Доктор медицины, профессор Ф.Г. Политковский (1756–1809) в работе «Обозрение важнейших открытий, теорий и систем врачебной науки в 1700–1790 гг.» (1808) анализирует историко-медицинские события, показывает борьбу мнений ученых и раскрывает связь, которая существовала между медициной и философией. Ф.Г. Политковский рекомендует смотреть на факты «беспристрастными глазами» и дает полезные советы врачам, изучающим медицину: «Безмен рассуждения должен быть при вас. Взвешивайте на оном все теории... собирайте мед и оставляйте яд».

Интересными историко-медицинскими исследованиями этого периода являются также работы М.Я. Мудрова «О нравственных качествах гиппократова врача» (1813) и Я.И. Говорова (1779–1828) «Всеобщая история врачебного искусства и опыт краткого врачебного обозрения кампании 1812–1815 гг.» (1818). Богатый фактический материал содержит трехтомный труд В.М. Рихтера (1767–1822) «История медицины в России» (1813–1820) и др.

В XIX столетии в России история медицины вводится в программу университетского образования. Этот факт оказал большое влияние на создание Н.Д. Лебедевым, С.Г. Ковнером, Л.З. Мороховцом первых учебных руководств.

Преподавание истории медицины «на медицинских факультетах» введено согласно университетским уставам 1835, 1863 и 1884 гг. Это способствовало формированию научных и преподавательских кадров, созданию крупных научных работ и учебных пособий в этой области медицинской науки.

Всеобщее признание получили фундаментальные труды русских историков медицины: Л.Ф. Змеёва «История первых медицинских школ в России» (1883), Я.А. Чистовича «Очерки из истории русских медицинских учреждений в XVIII столетии» (1870), Н.Я. Новомбергского «Врачебное строение в допетровской Руси» (1907), М.Ю. Лахтина «Большие операции в истории хирургии» (1901) и др.10

История медицины, пройдя длительный путь развития, взяла на вооружение ряд общих принципов, а также выработала собственные, присущие только данной науке.

Принцип – это фундаментальное положение любой науки, «основное правило... внутренняя убежденность, точка зрения». Принцип – не исходный материал развития науки, не ее первые шаги, а наиболее важный, конечный итог, полученный усилиями ученых многих поколений. Это результат длительного коллективного труда. В истории медицины также имеются наиболее важные общие принципы, которые оказывают воздействие на другие науки:

1). Принцип общего и частного. В разной степени он применим ко всем гуманитарным наукам. На основе этого принципа созданы труды по общей и частной истории медицины. Руководствуясь этим принципом, историки медицины создали оригинальные труды по узловым вопросам медицинской науки. Принцип общего и частного постоянно действует в науке. Неслучайно ученые заметили, что в истории медицины существует важная закономерность, а именно – на первых этапах ее развития превалировал процесс от частного к общему, на более поздних этапах, наоборот, шел процесс от общего к частному. На основе этой закономерности строятся и система преподавания истории медицины, и тематика лекций, семинарских занятий.

2). Принцип поиска и оценки главного и второстепенного. В истории медицины научный поиск всегда был целенаправленным. Он завершается открытием главного и выделением второстепенного. Принцип поиска и оценки главного и второстепенного помогает ученым при написании научных работ (статьи, книги, диссертации и др.) по истории медицины, а преподавателям значительно облегчает задачу при изложении основных проблем развития мировой и отечественной медицины.

3). Принцип преемственности идей и открытий. История медицины знает немало имен ученых, которые сделали первые шаги на пути к большому открытию, и тех, кто завершил этот процесс. Руководствуясь данным принципом, можно дать правильную оценку вклада в науку того или иного исследователя и установить преемственность идей в медицине.

4). Принцип достоверности. Это один из важнейших в истории медицины принципов. Любая работа по истории медицины может считаться достоверной, если она выполнена на основе изучения первоисточников. Вместе с тем данный принцип служит и критерием истинности установленных фактов, событий, оценки качества работ по истории медицины.

В своей работе историки медицины, преимущественно врачи, используют исторический инструментарий и опираются на обширные исторические источники.

Исторические источники включают в себя комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах определенных исторических событий и их последствиях.

Наиболее значимыми являются письменные, вещественные, этнографические, изобразительные, словесные источники.

Письменные источники – это рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, керамике, пергаменте, камне, коре, бумаге и др. Документальные источники воплощают в себе дей ствительность. Повествовательные источники отображают реальность через сознание их авторов.

Вещественные (материальные) источники – одна из самых больших групп источников. Основную ее часть составляют археологические памятники, включая палеонтологический материал, ископаемые останки человека. Для историко-медицинского познания важной является палеопатология – отрасль науки палеонтологии, которая изучает болезни людей по костным останкам. С ее помощью можно определить пол, возраст человека, а также его заболевания, такие как рахит, кариес, травмы, опухоли, туберкулез и др.

Этнографические источники – это явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох, сохраненные памятью и продолжающие в новой форме существование в настоящее время.

Изобразительные источники подразделяются на художественно-

изобразительные и кино-, видео- и фотодокументы. Последние отражают видовую сторону исторического факта и представляют собой кино- или фотопленку, зафиксировавшую момент события.

К словесным источникам относится разговорная речь, лингвистические источники и фонодокументы. Разговорная речь включает в себя также памятники устного творчества (фольклор), источники, созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи (исполнение или распространение) образа реальной действительности. Лингвистические источники – это отображение в речевой форме реальной исторической действительности (характерные особенности языка). Фонодокументы – источники, фиксирующие звуковую сторону исторического факта и представляющие собой фонограмму, которая сделана в момент события или фиксирует речь человека.

Сегодня история медицины как предмет преподавания становится составной частью широкого учебного комплекса, который в англоязычных странах носит название Medical Humanities. Этот комплекс необходим по ряду причин. В настоящее время осмысление врачебной теории и практики вновь упирается в фундаментальные вопросы рождения (экстракорпоральное оплодотворение, искусственное прерывание беременности) и смерти (эвтаназия), а новый уровень технического развития поднимает совершенно новые проблемы (геном человека, стволовые клетки). При решении этих вопросов вклад гуманитарных наук трудно переоценить как в плане выстраивания индивидуальных отношений врача и больного, так и с точки зрения определения места медицины в обществе.

Еще в XIX в. многочисленные дискуссии показали, что медицина – это не «чистая наука» и никогда таковой не будет, ибо она слишком тесно связана с гуманитарной сферой. Существуют конкретные области, где врачу, даже если он и не интересуется историей, необходимы навыки «исторического мышления». В первую очередь это связано с тем, что европейская медицина со времен Гиппократа занималась описанием и исследованием отдельных случаев и так формировался «жанр» истории болезни. В этом смысле каждый врач является историком для своего пациента – ведь он фиксирует течение заболевания, отбирает из множества фактов те, которые ему необходимы для понимания клинической картины. И эту практику можно сравнить с исследованиями историка, с той лишь принципиальной разницей, что историк работает с уже завершенными процессами, описывает и анализирует их, не имея возможности изменить ход событий, врач же активно действует, «продолжая» историю болезни до ее логического завершения.

В наше время западная культура переживает настоящий всплеск интереса к исторической литературе, причем не последнее место здесь занимает и история медицины. Значение медицины в современном обществе неизмеримо выросло, она стала неотъемлемой частью повседневной жизни, поэтому и ее история увлекает все больший круг людей, часто весьма далеких от врачебной профессии. Достаточно вспомнить, сколько книг и фильмов, посвященных истории медицины, появилось в последние десятилетия. Для студентов-медиков она необходима как особый способ организации мышления. Кроме того, она избавляет от иллюзий, что врачи всегда правы или что медицина никогда не ошибается. История медицины учит рассматривать явления в их протяженности и показывает процесс возникновения научного открытия.

Дополнительные материалы к лекции